Мир дураков (ORBIS STULTORUM). Александр Бурьяк. 2
Психологический Mикс

Мир дураков (ORBIS STULTORUM). Александр Бурьяк. 2

24. Что есть дурак

Дураки — это большинство человечества. Это и есть нормальные люди. Слово «дурак» вовсе не является обозначением представителя интеллектуально недоразвитого меньшинства. Для представителей этого меньшинства есть другие слова: «олигофрен», «дебил», «идиот», «имбецил», отставший в развитии.

Было бы некорректным с научной точки зрения делить всех людей на две части — на тех, кто поумнее, и тех, кто поглупее: между умным и дураком имеют место не столько количественные различия, сколько качественные. Быть умным — значит обладать особой парадигмой мышления, исповедовать особую философию.

Еще один вариант деления общества (более удобный в пропагандистском отношении): умные, среднего ума, дураки. В этом случае дураками называются только очень большие дураки.

Но наиболее правильным представляется такой вариант: умные, дураки, олигофрены, дебилы, идиоты. Кстати, дураки при таком подходе оказываются в престижной половине шкалы.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)
*  *  *
Обычно дурак не любит читать. Он и так все знает. А чего он не знает, того и не надо знать. Зато дурак любит афоризмы. «Не учите меня жить — лучше помогите материально». «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», «В кругу друзей хлебальником не щелкай» и т. д. Дурак полагает, что следование афоризмам рационализирует его поведение. Через афоризмы он пытается паразитировать на умниках, но чаще попадает на таких же дураков, как сам.
*  *  *
Бывает дурак читающий. Правда, нельзя сказать, что он однозначно лучше, чем дурак нечитающий.

Если умник обычно покупает только одну газету (а то и не читает  газет вовсе), то дурак берет их сразу две или три и потом пялится в них с серьезным видом, воображая себя аналитиком.

Особенно любит дурак разгадывать в газетах кроссворды: его радует, что проблемки одна за другой легко поддаются натиску его могучего ума.

Среди любимейших тем разговоров у дурака — тема спорта. Собственно, спорт существует как раз для дураков.

У дурака почти наверняка есть какое-нибудь хобби: охота, рыбалка, в крайнем случае игра в домино с соседями.

Энергичный дурак — домашний мастер на все поганые руки: он то сверлит дырки, то стучит молотком. То крушит стену, то воняет  краской. Едва вселившись в новое жилище, он начинает его переделывать, изводя шумом соседей — если они не такие же энергичные дураки, как он сам. Для энергичных же дураков такой шум — как возбуждающая музыка: они тотчас вспоминают, что и сами могут что-нибудь посверлить или попилить, и вскоре откликаются собрату визгом дрели или пилы.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)
*  *  *
В среднем психика дурака гармоничнее, чем психика умного. Это обусловлено тем, что обычно ум развивается как компенсация какого-то психотравмирующего дефекта.

И умники, и дураки в значительной степени эксплуатируют чужие идеи — только отбор этих идей они проводят по-разному. Дураки нередко заимствуют умные мысли, но интерпретируют их превратно и встраивают в свою дурацкую систему воззрений дурацким образом, так что и мысли эти дискредитируются, и дурацкая система страдает.

Дурак руководствуется не личными соображениями, а накопленным стадным опытом. «Все так делают» (вариант: «Так никто не делает») — самый весомый аргумент для дурака.

Надо заметить, на поведение человека влияют следующие внутренние факторы: цели, ценности, правила, навыки, самооценка, образцы для подражания, знания об устройстве природы, общества, личности. Если эти факторы сформировать у дурака надлежащим образом, он будет во многих ситуациях вести себя как умный.

Адаптировавшийся к неким постоянным условиям дурак действует весьма эффективно.

Дурак всегда прав. Он нечувствителен к доводам, но любит спорить. Он знает, что «в споре рождается истина». У дураков своя особая истина — та, которая рождается в споре. Чтобы переубедить дурака, надо влезть к нему в подсознание — минуя его дурацкий интеллект. Иными словами, дураку надо понемногу внушать. Кстати, телевидение, газеты и радио как раз этой цели и служат.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Типичный дурак уважает ученость, силу, власть. Уважать — привилегия дураков. Это умники копают под авторитеты, расшатывают основы, заставляют мир изменяться и делают его непонятным  для простых людей.

Дураки ошибаются редко. Причина этого, во-первых, в том, что умники не доверяют им решать сложные проблемы, а сами дураки таких проблем не замечают (их мир устроен просто, а если что-то в нем не получается, этому находится простое объяснение). Во-вторых, в том, что ни они, ни окружающие их дураки не в состоянии заметить ошибку, а дотошных умников на всех дураков не хватает. В-третьих, в том, что, обнаруживая неладное в результатах своих действий, дураки стараются уверить себя, что все идет нормально. Когда последствия ошибки становятся слишком очевидны, дурак заявляет: «Ну, это случайность. Все равно я действовал правильно.» Ошибаться (и копаться в своих и чужих ошибках) — удел башковитых.

Презрительные синонимы слову «дурак»: недоумок, простак, средний человек, кретин, тупица, пришибленный, тугодум, тормоз, тормознутый, болван, пень, валенок, осел, козел, недоразвитый, ущербный, безмозглый, слабый (обиженный, обделенный) умом, бестолковый, бестолочь, недоделанный, остолоп, серость, посредственность.

Эвфемизмы слову «дурак»: наивный, неопытный, простой, слишком честный (!), прямолинейный, прямодушный, среднего ума, обыватель, человек толпы, нормальный человек.

Один из признаков дурака — негибкость, неадаптируемость поведения, верность «принципам». Особенно неохотно такой дурак приспосабливается к другим дуракам. А зачем ему меняться? Ведь он «хороший» и так! От непрерывных конфликтов с окружением спасает его только то, что у других дураков обычно такие же «принципы», такие же «взгляды». Но когда сталкиваются разнополюсные дураки, дело безнадежное: будут бесконечные споры, а может, скандалы и драки.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Некоторые дураки считаются среди дураков умными. А настоящие умные считаются среди них сумасшедшими.

У человека думающего внимание чаще направлено «внутрь», на собственные мысли; у того же, кто думать не любит, — на что-нибудь внешнее. Поэтому дураки так любят трогать, брать и ковырять разные вещи, копаться в носу, лузгать семечки, жевать жвачку и т. д. Им просто бывает нечем себя занять.

Дураки всегда находят, о чем поговорить; умные нередко мучительно ищут тему для разговора, чтобы он не иссяк прежде, чем допускает приличие.

Дураки любят пошуметь, умники предпочитают тишину. Вызвано это, тем что дураки любят самоутверждаться через шум, а умники часто страдают неврастенией. Когда дураку удается производить громкие звуки, ему представляется, что он не такая уж малая песчинка во вселенной, раз заставляет вибрировать всё окружающее пространство.

Дурака можно хоть десять раз обманывать посредством одного и того же трюка. Происходит это следующим образом. Дурак либо не узнаёт старого трюка, либо узнаёт его, но при этом думает: не могут же они считать меня таким дураком, чтобы объегорить второй (третий и т. д.) раз на одном и том же. Бывает, он надеется переиграть обманщиков. Бывает, он понимает, что идет в западню, но ничего с собой поделать не может — из-за чувства стадности, к примеру.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Дурак легко усваивает чужое мнение, если оно  находит в нем  незанятое место. Это мнение становится для дурака единственно правильным. Если впоследствии он встречает какое-то другое мнение по тому же предмету, он относится к этому другому мнению высокомерно, какое бы оно ни было. Кто раньше вдует ему в уши свою «истину», тот и прав.

 Если дурак лично соприкасается разок с каким-либо известным  деятелем или неким образом оказывается с ним рядом и деятель не успевает ему никак явно навредить, дурак начинает считать себя близким этому деятелю человеком и гордиться фактом контакта или почти контакта с ним. Убедить такого недоумка в ущербности его любимого прохиндея потом оказывается очень даже затруднительно. Кстати, на этом эффекте основывается известный политический прием, именуемый «встречей с избирателями». Чем больше дураков потрясет руку политика или просто постоит рядом с ним минуту в толпе, тем больше у него накопится яростных приверженцев, будь он хоть последним негодяем или таким же дураком, как они.

Если дурак занимаемся посильным делом и не берется судить о вещах, какие понять ему не дано, то нет милее и надежнее человека. Предсказуем — зн.

Если же дурак не нашел своего места под солнцем, он причиняет много хлопот и умникам, и другим дуракам.

Как говорится, даже испорченные часы два раза в сутки показывают правильное время. Аналогично и дуракам иногда удается в сложных ситуациях угадывать правильный ход.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Если человек дурак, то это надолго. Ему можно привить какую-то умную идею, и он начнет высказывать ее, как умный, но следующая умная идея станет для него новым камнем преткновения.

Особенно неприятен дурак-специалист, отличившийся на какой-нибудь интеллектуальной работе, требующей в основном памяти и усидчивости: во-первых, в нем появляется неимоверная уверенность в себе, а во вторых, скудные ресурсы его мозга оказываются сосредоточенными на узком круге проблем, и мало что остается на прочее, из-за чего интеллектуальное убожество этого дурака только усугубляется.

Безобидный удачливый дурак — положительный герой народных сказок и литературы вообще. В русских сказках он так и зовется: Иван-дурак.

Если умники довольно разнообразны по складу мозгов, то дураки  очень похожи один на другого. Дурак предсказуем. Дурак изучен психологией, социологией, педагогикой и т. д. вдоль и поперек. Можно считать, что эти науки — о дураках.

Поскольку дураки составляют в обществе подавляющее большинство, считайте других дураками — и вы, скорее всего, не ошибетесь!

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

25. Дураки энергичные и неэнергичные

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Матф. (5:3)

Дураки бывают «сильные духом» и «слабые (нищие) духом». Это два существенно различающихся семейства дураков. «

Нищий духом» — это дурак со скудными желаниями и недоразвитой эмоционально-волевой «сферой». Тихий недоумок.

Дураки энергичные, самоуверенные — это дураки самые неприятные и опасные. Дурость кругами расходится от них по остальной массе. Иной дурак прислушался бы и к умному, но когда рядом горластый и понятный «свой», умному делать нечего.

Энергичные дураки иногда производят впечатление умных людей — потому что выучиваются много и складно говорить и запоминают много разных идеек.

Дураки бывают легкие и тяжелые. Легкий дурак открыт, влияем,  незлоблив. Тяжелый дурак упрям, агрессивен, себе на уме (а сколько того ума!).

К счастью, избыток психической энергии не всегда приводит к развитию самоуверенности и упрямства. Энергичные легкие дураки — лучшие исполнители для несложных дел и вполне терпимые начальники.

Встречаются выдающиеся дураки. Это не самые глупые, а те, кто в наиболее яркой форме воплощают дурацкий стиль мышления и успевают сделать за свою жизнь много дурацких дел.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

26. Мировоззрение дурака

Мир дураков черно-белый, стабильный, понятный. Людей они делят  на «хороших» и «плохих». «Хороших» они любят больше, чем те заслуживают, «плохих» ненавидят сильнее, чем стоило бы.

Есть образованные дураки, усвоившие, что правильным иногда бывает не «черное», не «белое», а «среднее». То, что правильным может быть еще и «полосатое», и «в крапинку», и пр. — для них уже слишком сложно.

Все сущее у дурака разделяется на то, что он знает, и то, что и знать не хочет. Он знает, что он всё знает. Он знает всё, что ему нужно. Но это касается обобщенных, теоретических представлений. В отношении же бытовых мелочей дурак весьма любопытен.

Умный может смириться со своим незнанием и спокойно жить в мире, который он понимает слабо. Не таков дурак: он либо думает, что знает, либо впадает в отчаяние.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)
*  *  *
Нижеследующие соображения являются очевидными для умников и органически неприемлемыми для дураков и таким образом, можно сказать, прочерчивают границу между этими двумя типами личностей:

  • То, что сегодня считается истинным, завтра может оказаться ложным, и наоборот. Если какая-то точка зрения широко признана, это еще не значит, что она правильная. То, что хвалят по телевизору и в газетах, может в действительности быть плохим, то, что ругают, — хорошим. Любимец народа может на самом деле оказаться негодяем, враг народа — хорошим человеком.
  • Даже если вы в чем-то абсолютно уверены, ваше мнение все равно может оказаться ошибочным.
  •  В хорошем может быть что-то плохое, в плохом — хорошее.
  • Если что-то сначала хвалят, а потом ругают, или наоборот,это что-то может оставаться неизменно хорошим, или неизменно плохим, или никаким. То, что хорошо для одной ситуации, может оказаться плохим  для другой, и наоборот.
  • Новое не всегда лучшее, не всегда нужное.
  • Быть подолгу счастливым — вредно. Умеренные неприятности идут на пользу. Жизнь — борьба: за блага и за справедливость надо сражаться. Проблемы есть у всех, но не все о них говорят. Кто не в состоянии справляться со своими проблемами, тому удел — вымирание.
  • Бога может и не быть, ученые склонны ошибаться, ложь бывает во благо, истина и справедливость всегда в дефиците, но со всем этим вполне можно жить.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

27. Ум и карьера

Ум — не самое важное качество для выживания, для успеха в жизни. Здоровье, внешность, мускульная сила, психическая энергия, память — обычно важнее.

Любой дурак, который узко специализируется в некоторой профессии, оказывается в своей области более эффективным, чем умник, который хватается за многое.

У дураков главным показателем ума считается успех в карьере. При этом удачу и «объективные» факторы они в расчет не принимают. Тем не менее, для оправдания собственного неуспеха они же нередко заявляют: «Дуракам везет».

Дураку карьеру делать легче: кругом такие же дураки; они понимают его, он — их. Они не раздражают друг друга, не сторонятся один одного. Во всяком коллективе дурак находит единомышленников и чувствует душевный комфорт. Умный же почти всегда аутсайдер.

Жизненный успех дураков нередко объясняется их более широкими, чем у башковитых, дружескими связями. Умным вообще трудно дружить. Эразм («Похвала глупости»): «… в их сердце не бывает дружбы, а если и бывает, то какая-то пасмурная, лишенная всякой приятности, распространяющаяся лишь на немногих, ибо большинство людей глупы и всякий дурачится на свой лад, а сближение возможно только с себе подобными.»

О том же у Шопенгауэра («Афоризмы …», гл. 5): «Лучшим средством проложить себе дорогу в жизни являются дружба и товарищи. Но большие способности делают нас гордыми и потому мало пригодными к тому, чтобы льстить тем, у кого эти способности ничтожны (…) Обратным образом влияет сознание небольших способностей; оно отлично уживается с приниженностью, общительностью, любезностью, уважением к дурному и доставляет, следовательно, друзей и покровителей.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Дурак с удовольствием выполняет рутинную работу и не покушается на систему. Его исполнительность замечает другой дурак — начальник — и повышает в должности.

Умного же рутина вгоняет в тоску. Он начинает искать радикальные решения и раздражать тем самым свое руководство.

Умных людей в обществе меньше, чем руководящих должностей. Кроме того, не всех умных тянет в руководители. Поэтому в среде начальников умные оказываются в меньшинстве, и «серое» большинство вытесняет их оттуда.

Умному трудно быть вождем у дураков. Дураки с этой ролью справляются лучше. Нередкое явление — энергичный дурак, имеющий многие положительные качества, кроме ума. Такие и верховодят.

Дураки глумятся над умниками задаванием дурацкого вопроса: «Если умный — почему не богатый?» Между тем, башковитые обычно не богаты по следующим причинам:

  • интеллект развивается в ущерб воле, а без «воли к победе» обогатиться трудно;
  •  интеллектуальные занятия приносят удовлетворение и не оставляют времени для иных дел;
  •  умный находит способы неплохо устроить свою жизнь и при малых средствах;
  •  умный знает, что богатым быть вредно.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

28. Умные среди дураков

Не должно вызывать удивления то, что в житейском море нас треплют бури, нас, которым в наибольшей мере свойственно вызывать недовольство наихудших из людей.
Боэций. «Утешение философией» (1.III).

Умник далеко не всегда не вертит дураками, как хочет, хотя это  ему иногда удается. На всякую сложную комбинацию нужны душевные силы, а где их взять? Организм истощен самокопанием, сопротивлением влиянию глупости, поиском великих истин. Зато дураки полнятся здоровьем и энергией. Ларошфуко: «Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, не будь он окружен дураками.»   Правда, еще чаще он попадает в затруднительное положение именно от того, что вокруг сплошь дураки.

Умные в конфликте с миром, для дураков же мир прекрасен. Это ведь их мир.

По сравнению с дураками, умные ведут довольно безрадостную жизнь. Умный страдает, если вынужден жить как дурак. А именно так ему жить приходится.

Умному бывает не столько трудно, сколько противно приспосабливаться к дураку. Лучшая форма отношений с дураком — избегать его. Но это не всегда возможно.

Неудобство дурака — в его неспособности к компромиссам. У него  все должно быть именно по-дурацки, а не как-нибудь иначе. Неприятие дураком компромиссов происходит из завышенной самооценки, неспособности предвидеть, оценивать, разрабатывать варианты.

Некоторые поступки умного в глазах дурака выглядят глупостями. Дурак полагает, что слово «дурак» относится как раз к таким, как тот умный, которого он не понимает.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Умным приходится тратить много сил на защиту от оболванивающей пропаганды, которой энергичные дураки пичкают дураков прочих.

Как дурак воспринимает умного? Тот у него — психически ненормальный, опасный, непонятный, хитрый, самоуверенный, ленивый, наивный, зазнайка, интриган, дурак (!

Положение особо умных в обществе сравнимо   с положением особо высоких: кое-какие преимущества  и множество неудобств.

Конечно, ущербность вполне может давать и некоторые преимущества. К примеру, у глухих развивается способность понимать речь по движению губ.

Ум — скорее несчастье, чем благо. У Грибоедова: «Горе от ума!» У Екклесиаста (1:18): «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» .

Менделе Мойхер-Сфорим («Путешествие Вениамина Третьего»,гл. 9): «Нельзя без горечи и сожаления читать о судьбах великих мыслителей мира сего, о том, как много страданий причинили им люди, ради которых они жертвовали всей своей жизнью и которых осчастливили полезными открытиями и достижениями ума своего. Мир, по сути дела, подобен ребенку, который любит держаться за маменькин передник, не отходя от него ни на шаг; ему нравится слушать старые глупые сказки, сто раз на дню повторяемые мамками и бабками; он уверен в том, что на свете нет ничего лучше его игрушек, что именно в них кроется вся и всяческая премудрость.»

Уму иногда еще и завидуют — в придачу ко всем неприятностям, которые приносит переразвитость интеллекта.

Будучи враждебным миру дураков, ум почему-то в нем вроде бы как престижен. Объяснение может состоять в том, что престижен  все-таки не ум: престижна меньшая глупость, которая зачастую очень на него похожа.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Непонятное, непредсказуемое инстинктивно воспринимается как опасность. В мире дураков ум непредсказуем и непонятен…

Умный ненавидит дурака за то, что тот отравляет ему жизнь. Дурак ненавидит умного за то, что тот кое в чем сильнее его.

Умному все время приходится воевать за свою автономию, за отстраненность от мира дураков. Если уступить дураку пядь, он начнет воевать за следующую пядь. Бывает, умный конфликтует с дураком не потому, что не хочет уступать, а потому что у него лопнуло терпение.

Обычно дурак не замечает, что травмирует умного. У умных много  разных болючих мест. Тоньше — значит, уязвимее. Дураки в этом отношении прочнее.

Жизнь умного полна опасностей. К примеру, умный знает, почему нельзя вешать книжную полку над кроватью и тем более класть на эту полку тяжелые вещи. А дураку это неведомо. Умного такая полка беспокоит, дурака — нет. Дураки живут в счастливом неведении и умирают неожиданно. Умные предвидят неприятности и начинают от них страдать еще до их наступления.

Обитая среди дураков, умные невольно заражаются дурацкими идеями. Им все время приходится быть начеку и периодически устраивать себе «прочищение мозгов».

Эразм Роттердамский об умниках («Похвальное слово глупости»): «Ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чем полезен, ибо неискушен в самых обыкновенных делах и слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему, ибо в человеческом обществе все полно глупости. Все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать против всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

29. Дураки и сверхдураки

‘Дурак’ — излюбленное слово,
Когда дурак честит другого,
Но между ними ни на грош
Ни в чем различья не найдешь.

Себастиан Брандт. «Мир дураков».

«Дурак» — наверное, самое распространенное оскорбление. Вот как среди дураков ценится ум! (Впрочем, это только доказывает их глупость: нашли что ценить, ей богу.)

Среди дураков есть сверхдураки — еще не олигофрены, но уже раздражающие своей простотой даже нормальных дураков. Этих особых недоумков иногда называют «круглыми дураками».

Сверхдураки — своеобразные инвалиды (как и сверхумники, впрочем). Можно считать есть два варианта умственной неполноценности: когда слишком мало ума и когда слишком много. Ситуация такая же, как с другими портящими человека отклонениями: слишком мало подкожного жира или слишком много; слишком мало сахара в крови или слишком много.

  Над глупостью смеются нередко — но как правило над частными ее проявлениями, а не над феноменом в целом, ибо осуждение дураков — это покушение на замысел Божий.

Эразм («Похвала глупости»): «Хотя вообще люди относятся друг к другу отнюдь не одинаково, дурачков все любят как близких и родных, зовут в гости, балуют, ласкают, приходят к ним на помощь в беде; им позволяют безнаказанно говорить и делать что угодно. Никто не решится причинить им обиду, даже дикие звери их не трогают ради их простоты. Поистине они посвящены богам.»

Если можно смеяться над сверхдураками, значит, можно смеяться и над безногими, слепыми и пр. Если же считать, что смеяться над безногими и пр. плохо, то чем же сверхдураки хуже? (Правда, ущербность тела нередко является следствием неосторожного поведения, обусловленного ущербностью ума.) Одна из причин насмешек над глупостью — полагание, что насмешками можно принудить слишком больших дураков к развитию своих умственных способностей. Но это тоже глупость. Шанс поумнеть есть только у ребенка. Взрослый же может стать разве что немного здравомысленнее. Ну, и защитить свои мозги от деградации.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

30. Ублажение дураков

Дураков надо развлекать. Надо отнимать у них досуг, поскольку праздные дураки опасны для самих себя и для общества в целом. По- этому для дураков придумывают спортивные и прочие забавы, которые якобы полезны для их здоровья и интеллекта. Они действительно бывают полезны, правда, в основном тем, что не оставляют времени для мордобоя, пьянства и т. п.

По правде говоря, спортивные шоу не больше способствуют оздоровлению нации, чем петушиные бои или тараканьи бега. Если считать что спортивные шоу дают дуракам примеры для подражания, то ведь тараканьи и петушиные зрелища тоже способны вдохновлять: «Я хочу быть быстрым, как таракан», «Я хочу быть смелым, как петух». И т.д.

В спортивных зрелищах эксплуатируют людей, а не петухов с тараканами, не столько потому, что спортсмены больше похожи на дураков, которые на них смотрят, сколько потому, что людей легче обучить разным трюкам.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

31. Война с дураками.

Мысль о войне с дураками посещает время от времени всякого умного человека. Воевать можно со всеми дураками либо только стеми, кто не подчиняются здравомыслящим умникам. Надо заметить, многие дураки — очень милые люди в ситуациях, в которых не требуется проявлятьмы слительные способности. Надо просто расставлять их на подходящие места и не слишком много с них требовать.

Противостояние умников и дураков существует тысячелетия. Иногда случаются обострения. У каждой стороны есть свои герои. Пролитие крови не нужно ни тем, ни другим, а горячится в основном зеленая молодежь — неопытные дураки и начинающие умники.

Можно выделять три уровня развития ума. На низшем уровне чело- век пробует воевать с дураками, на среднем он отказывается от этого, на высшем он решает сам выглядеть дураком. Ларошфуко: «Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.»

С дураками воевать бесполезно. Истреблять их -противоестественно. Повелевать ими — можно, но это не приносит облегчения.

Дураков не сделать умнее. «Умное» общественное устройство им чуждо — непонятно, неудобно.  Если их мир рационализировать, они взбунтуются и переделают в нем всё по-своему — по-дурацки.

Война с дураками невозможна — потому что это была бы война с человечеством.

И все же кто из умников хотя бы однажды не мечтал устроить дуракам Варфоломеевскую ночь?! Мечта эта согревает, дает силы терпеть дураков дальше.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

32. Дураки и удача.

Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей,
Так не выбьешь двух рублей.

Петр Ершов. «Конек-горбунок».

Есть пословица: «Дуракам везет». Надо заметить, она несправед- лива. Везет всем одинаково, но поскольку дураков больше, то большинство случайных счастливчиков оказывается дураками.

Дураки по неведению рискуют больше умных и, устилая своими трупами путь к сокровищам, нередко прежде умных достигают успеха.

О причинах своего выигрыша они делают нелепые утверждения или вовсе относят его на удачу. Где умный разглядит закономерность, там дураку видится лишь случайность. В этом другая причина мнения, что случай благосклонен к дуракам.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

33. Дураки и счастье.

А. Шопенгауэр («Афоризмы житейской мудрости», гл. 2): «Очень часто и, по-видимому, справедливо утверждают, что весьма ограниченный в умственном отношении человек в сущности — самый счастливый, хотя никто и не позавидует такому счастью.»

Эразм («Похвала глупости»): «Счастье зависит не от самих вещей,  но от того мнения, которое мы о них составили. Поэтому либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положениедураков не в пример выгоднее, Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, дается им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить свое счастье с большинством других людей.»

Но надо иметь в виду, что люди, слишком долго пребывающие в  состоянии счастья, теряют осторожность, навыки борьбы за сущест- вование — и нередко гибнут вскоре от своей беспечности. Правда, умирают они счастливыми — быстро, неожиданно и небольно. К примеру, разбиваются пьяные на машине — дорогой и красивой.

Умники же, осознавшие вредность счастья, легче переносят  лишения, выпадающие им по вине дураков.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

34. Дураки и наука

Для занятия наукой особого ума обычно не требуется: есть выверенные формальные технологии, для успешного применения которых нужна лишь аккуратность. Даже из неформальных методов дуракам кое-что дается вполне — к примеру, «метод научного тыка». Поэтому наука издревле пребывает в основном в руках дураков. Не дурацкое почти не имеет в ней спроса. Дуракам оно непонятно и не нужно, а до умных оно не доходит по той причине, что все системы научной коммуникации настроены на миропонимание дураков.

Наука ищет типичное. А в обществе типичны дураки. Поэтому так называемые «общественные науки» — это в основном науки о дураках. Социология — это главным образом социология дураков, психология — психология дураков, политология — политология дураков и т. п.

Конечно, иногда и у дураков получается в науке что-нибудь не  дурацкое: как правило, случайно.

Нельзя утверждать, что в науке дураки — сплошь консерваторы, а умники — сплошь новаторы. Среди дураков новаторы встречаются довольно часто — и даже революционеры. Но их новаторство и даже их революционность либо стадные, скопированные, стандартные, опасные своей негибкостью, либо гениально нестандартные в узком рассмотрении, но не увязанные с разными обстоятельствами и потому нелепые или вредные.

Если какая-нибудь недурацкая научная идея становится, вопреки всему, популярной, это вовсе не означает ее победное шествие: ее вульгаризуют, применят не к месту, «доработают» так, что автор непременно впадет в отчаяние, если к тому времени еще будет жив.

Шопенгауэр (Предисловие к книге «Мир как воля и представление»): «Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации, совершаемой ординарными мыслителями. Рожденные за просторными, высокими, красиво очерченными лбами, под которыми сияют лучистые глаза, они теряют всякую силу и жизнь, теряют сходство с самими собой, когда их перемещают в тесную обитель, под низкую кровлю узких, сдавленных черепов с толстыми стенами, из-под которых всматриваются в окружающее тупые, направленные на личные интересы взоры.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

35. Дураки и образование

Очень часто мы видим, что те, кто никогда не утруждали себя науками, судят о встречающихся вещах гораздо более основательно и ясно, чем те, кто все свое время проводили в школах. Рене Декарт. «Рассуждение о методе»
(«Правило IV»).

Система массового образования — это система воспроизводства дураков. Умные получаются вопреки данной системе, а не благодаря ей. Они — побочный продукт, брак или даже отходы.

Массовое образование плодит массовых дураков, элитарное — элитарных. Можно иметь ум, не имея «высшего» образования. Но гораздо чаще наблюдается обратное.

Специально выращивать умников значит уподобляться компрачикосам (см. книгу Виктора Гюго «Человек, который смеется») — средневековым преступникам, которые калечили детей, чтобы получать из них уродов для забавления вельмож.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

36. Дураки и творчество

Некоторые дураки одержимы творческим зудом и представляют собой личности вполне творческого склада, но на дурацком уровне. Продукты их творчества могут устроить лишь их самих и некоторых других дураков, тогда как основная слабодумающая масса все-таки тянется к более-менее качественным изделиям, как это ни странно.

Если творческий дурак берется за что-нибудь посильное — к примеру, пробует сделать красивый стол — то получается обычно очень неплохо. Но если ему неймется сочинять романы или рисовать батальные картины, результат вызывает только жалость и досаду. Для таких дураков придумали название: «народные умельцы».

Башковитые люди их ненавидят — за то, что те ставят их в неудобное положение: сказать об их творчестве правду — значит, обидеть,  а лгать тоже не хочется. Кроме того, если лживо похвалить «народного умельца», возникнет другая сложность: придется либо разбираться, почему «не дают дороги таланту», либо проявлять «преступное безразличие к судьбе таланта» самому. А в придачу «талант» от похвалы — пусть и лживой — может прибавить в работе, и «шедевры» посыплются на вас, как блохи с ничейной собачки, которая вздумала почесаться у ваших ног.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

37. Вундеркинды

Вундеркинды — это дети, рано проявившие свои способности и ставшие объектами экспериментов по ускоренному развитию.

Каждый дурак мечтает родить вундеркинда (или сожалеет, что не родил). Суперчадо становится для родителей средством самоутверждения или даже источником доходов.

Разновидность вундеркиндов — маленькие умники, особо преуспевшие в усвоении школьной программы. Взрослые обычно переводят таких детей из класса в класс раньше срока. В результате детство вундеркиндов проходит по ускоренной программе. Они выпадают из нормальной отлаженной системы человеческих отношений, пусть и дурацкой, и потому сталкиваются с дополнительными трудностями. Одни люди завидуют вундеркиндам и подстраивают им мелкие пакости, другие чрезмерно выражают им восхищение и тем самым портят им характер. В общем вундеркинды — малолетние жертвы дураков.

А еще в книжках по психиатрии пишут, что ускоренное умственное  развитие обычно имеет место у детей с шизоидными чертами характера.

Вундеркиндов выращивают на забаву, как курьез, как подопытные существа. В большинстве случаев вундеркиндства имеет место всего лишь раннее развитие средних способностей, и большинство вундеркиндов в последующей жизни особыми достижениями не выделяется. (У Шопенгауэра в «Афоризмах …», гл. 6: «Ранние гении — вундеркинды, плоды тепличного воспитания, возбуждающие удивление в детском возрасте, — становятся впоследствии весьма заурядными по уму.») Но то, что ими перестают восхищаться, они принимают болезненно.

Лучшее, что могут сделать родители и учителя, заметив в ребенке особые способности — это нагрузить его дополнительно, сверх нормальной программы обучения, но ни в коем случае не ускорять прохождение этой программы, не помещать в особые условия в какой-нибудь спецшколе.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

38. Дураки и культура

Культурный человек имеет познания, заимствованные от других, человек умный способен добывать их самостоятельно. Поэтому культурный дурак — обычное дело. Хуже того, массовая культура — это как раз культура для дураков. Правда, «немассовая культура» (так называемое «элитарное искусство» и пр.) — тоже дурацкая, но для дураков-интеллектуалов (заумность — разновидность глупости). В общем, дурацкой является культура в целом. Умные пытаются как-то от нее изолироваться или как-то находить в ней затесавшихся своих. Никакой собственной субкультуры они не создали, потому что всегда подлаживались под дураков: в лучшем случае пытались на них влиять, в худшем — просто им продавались.

Кстати, встречаются дураки пишущие. Среди дураков даже есть свои великие писатели. Обычно это публицисты, строчащие на моральные или, наоборот, аморальны темы.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

39. Дураки и религия

Дураки угодны Богу. Дурачок — «божий человек» (так раньше говорили на Руси). В Евангелии: «Блаженны нищие духом» (Матф. 5:3). Значит, умные — обиженные Господом.

Еще говорят: «Глас народа — глас Божий.» А как же иначе? Бог  дураков тоже должен быть дурак.

Религия существует для дураков. Атеизм — тоже идеология дураков. Дураки-атеисты грызутся с дураками-верующими. Одни дураки почему-то уверены, что Бог есть, другие — почему-то уверены, что его нет. Дураки всегда в чем-нибудь уверены.

Конечно, Бога, скорее всего, нет. А если и есть, то уж, во  всяком случае, не такой дурак, каким его рисует Библия.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

40. Дураки и средства массовой и

нформации

Если у газеты большой тираж, значит, она пишет для дураков.

Вообще, умные — потребители невыгодные: их мало. Дураков гораздо больше. Какую бы ерунду ни предложили на торжище, найдется дурак,
который ее купит.

Массовое — значит, для дураков. Средства массовой информации не только рассчитаны на дураков, но и делают их: формируют себе потребителей.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

41. Дураки и политика

А. Зиновьев в «Гомо советикус» пишет: «Наличие убеждений у человека есть признак интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность понять данное явление в его конкретности… Человек с убеждениями негибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп.»

Умный полагает, что в чем-то ошибается. Он знает, что всякая истина относительна. Ни за одно свое предположение он не станет жертвовать жизнью. Дурак же— мученик за идею.

Умный удерживается от радикальных политических действий не из  трусости, а из-за уверенности, что завтра он сам или какой-нибудь другой умник опровергнет многое из его сегодняшних взглядов.

Дурак же уверен в своей правоте. Он увлекает других дураков убежденностью и страстностью. Они вместе создают некое общественное движение и — «делают историю». Умные лучше понимают политику, но заправляют ею дураки.

Всё у того же Зиновьева (и там же): «Интеллектуальный уровень любых массовых движений очень низок. Уровень вождей таких движений адекватен уровню масс, иначе вождем не станешь. Ум вождю нужен лишь для того, чтобы суметь превратиться в дурака, соответствующего массе дураков, и чтобы завоевать возможность говорить глупости с умным видом.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

42. Ум и наследственность

Красивые люди обычно глупы, умные — некрасивы. Причина этого, во-первых, в редкости того и другого, во-вторых в том, что ум нередко развивается именно как компенсация недостатков внешности, в-третьих, в плохой скрещиваемости умных с красивыми: красивых раздражают уроды, умных — дураки.

Дураки размножаются интенсивнее, чем умники — потому что …

  • им легче найти «брачного партнера» (и выбор больше и требования меньше);
  • принимать меры против зачатия — это для них слишком сложно;
  •  качество воспитания детей их мало беспокоит.

Эразм («Похвала глупости»): «Почему-то нет удачи людям, приверженным мудрости, ни в одном из дел их, особливо же — в детях, как будто сама предусмотрительная природа заботится о том, чтобы болезнь мудрствования не распространялась слишком широко. Известно, что сын Цицерона был настоящим выродком, а мудрый Сократ имел детей, более похожих на мать, чем на отца, иными словами, как правильно заметил некто, настоящих дураков.»

Аристотель («Политика», кн. 1, II, 19): «Предполагается, что как от человека рождается человек, а от животного — животное, так и от хороших родителей — хороший; природа же зачастую стремится к этому, но достигнуть этого не может.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

К сказанному Эразмом и Аристотелем надо добавить некоторые уточнения. Возможно, дураки получаются у умных родителей и реже, чем у глупых, но на них больше обращают внимания. Кроме того, вполне может быть, что некоторые мудрые отцы явных простаков были в действительности не умниками, а псевдоумниками — энергичными, болтливыми, многознающими, остроумными, хитрыми дураками.

Вот вероятные факторы, способствующие появлению глупых детей в семьях умных отцов:

  • непреодоленное влияние глупой матери, других глупых родственников;
  • чрезмерная занятость отца;
  • всеобщая неприязнь к отцу, через «биоэнергетическое» воздействие подавляющая развитие ребенка;
  •  неврастения отца, приводящая его к поступкам, которые наносят значительные психические травмы ребенку;
  • привычка ребенка полагаться на ум родителя;
  •  чрезмерная загруженность ребенка информацией, снижающая возможность самостоятельной мыслительной деятельности;
  • чрезмерное благополучие условий жизни, достигнутое благодаря интеллектуальным способностям родителя.

Ум — в основном продукт неприятностей, а какой родитель желает  неприятностей своему чаду?! Я за всю жизнь встретил только одного человека, который заявлял: если любишь своих детей — не оставь  им ничего. Но даже у него это было всего лишь хорошим советом для других.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

43. Дискриминация умных

Виктор Суворов в книге «Аквариум» пишет об экзамене, который ему устроили в Главном разведывательном управлении Советской Армии: «Много позже я узнал, что тех, кто ответил правильно больше чем на 90 процентов вопросов, сюда не принимают. Очень умные не нужны.» Вот вам и разведка, «битва мозгов», славное поприще сиднеев рейли, рихардов зорге и рудольфов абелей.

Но мотивы этих людей из «Аквариума» вполне понятны. Умного трудно обмануть пропагандой, зажечь простой идеей. От него всего можно ожидать. С ним хлопотно. Умный — плохой товарищ, плохой друг: он склонен подозревать пакости, он злопамятен. В общем, от него исходит много всяких опасностей и неудобств. Поэтому везде, где можно обойтись дураком, стараются дураком и обходиться. Даже умники.

Советник вождя, «свободный художник» или преступник-одиночка — вот самые подходящие социальные роли для умного человека. На прочих ролях он чувствует себя слишком неуютно. А рядом с ним неуютно себя чувствуют дураки.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

44. Как выжить умным

Люди, страдающие одинаковым тяжелым недостатком или одинаковой тяжелой болезнью, нередко объединяются. Есть общество слепых, общество диабетиков, ассоциация анонимных алкоголиков и т. п. Члены этих обществ обмениваются приемами выживания, поддерживают один другого, организуют коллективные акции.

Аналогично следует поступать и умникам, но трудно представить, каким образом им это удастся. Какое бы учреждение для умников ни создавалось, оно либо разваливается, либо заполняется дураками.

Причин тому много:

  •  недолговечность и сомнительность ума;
  • индивидуализм, небщительность умников;
  • специализация умников, незначительность общих интересов;
  •  моральная ущербность умников;
  • противодействие дураков;
  •  нежелание умников осложнять отношения с дураками;
  • стремление умников маскироваться;
  • затруднительность отличения башковитых от псевдоумников и гениев; и т. п.

Приемлемый путь для умников — осознать свою ущербность, не высовываться, отыскать двух-трех себе подобных друзей и влачить понемногу существование, стараясь выжимать побольше из доступных маленьких радостей. Стремиться выглядеть таким, как все, и иногда пытаться тайно использовать свое небольшое преимущество. А если занеймется прослыть выдающейся личностью, то надо делать это сообразно понятиям дураков.

Эразм: «Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею. Но ведь в этом и состоит глупость.»

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

45. Заключение

Самые страшные обвинения уму — со стороны йогов. Некто Сатпрем в книге «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» пишет:

«Если способность думать — это замечательный дар, то   СПОСОБНОСТЬ НЕ ДУМАТЬ — дар гораздо более великий.»

Там же:«Ум все путает и искажает, потому что он полон желаний,  страхов, предубеждений, и все, что он воспринимает, немедленно искажается тем или иным желанием.»

«…ошибки всегда являются результатом вторжения ментального процесса: каждый раз, когда вмешивается ум, он затемняет все, разделяет и задерживает. В конце концов, после многих поражений, мы поймем раз и навсегда, что ум — это не орудие познания, а лишь организатор знания, (…) и что знание приходит из другого источника. Когда ум спокоен, все слова, речь, действие — приходят автоматически, с поразительной точностью и скоростью. Поистине, это иной, более светлый способ существования. Ибо нет ничего доступного уму, чего нельзя было бы сделать лучше при полной неподвижности ума и в безмолвии, свободном от мысли.»

Но все-таки, думается (?), даже после такой авторитетной критики не следует полагать, что умники самостоятельно генерируют мысли, а дураки по преимуществу воспринимают их от «мировой души». По-видимому, дураки в большинстве своем так же, как и умники, вырабатывают свои мысли преимущественно сами, только мысли у них — дурацкие.

Несмотря на то, что обладание умом дает некоторые преимущества, в целом следует признать, что ум — это вредное для организма извращение. Его невозможно исправить: надо ждать, пока пройдет само. Если бы это извращение не было иногда приятно, оно не
усугублялось бы до такой степени, которую мы встречаем у некоторых личностей.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Ум чувствителен подобно разверстой ране. Как рана реагирует на разные воздействия острее, чем здоровая кожа, так и ум заставляет переживать то, что для дураков остается неизвестным. Может, ум это болезнь, развивающаяся вследствие повреждения или врожденного дефекта защитных механизмов психики?

Ум враждебен жизни. Разумный человек легко приходит к выводу, что мгновенная смерть без мучений — ничуть не хуже жизни, наполненной удовольствиями. Он живет лишь «на всякий случай» и не всегда может убедить себя поцепляться за жизнь еще немного.

Ум — язва психики. Умный — значит, больной. Это инвалид. Для выживания ему нужны кое-какие льготы: дополнительная жилплощадь, дополнительный отпуск, прибавка к зарплате. Умному можно доверять только посильный труд (интеллектуальный, лучше надомный, подальше от дураков). Особо умных надо умиротворять, или изолировать, или
убивать — как социально опасных.

Дураки же — опора государства. Дураки — достояние нации. Родина любит своих дураков.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

46. Пословицы и поговорки о дураках и умниках

 Русские:

  •  Дурака учить — что мертвого лечить.
  •   Бойся быка спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон.
  • Дуракам везет.
  • Дуракам закон не писан.
  • Дураков и в церкви бьют.
  • Дураков работа любит.
  • Заставь дурака молиться, так он лоб расшибет.
  • Пошли дурного, за ним другого.
  • При дурной голове ногам покоя нет.
  • Услужливый дурак хуже врага.
  • Ночь на порог — дурак за работу.

и еще, и еще…

  Латинские:

  •  Asinus asinum fricet. Осел трется об осла.
  • Damnant quod non intelligunt. Осуждают то, что не понимают.(Квинтилиан)
  • Dum vitant stulti vitia, in contraria currunt. Если глупцы от порока бегут, то впадают в противный.
  •  Fortuna nimium quem fovet, stultum facit. Кого любит удача, тот глупеет. (Публий Сир)
  • Morosoрhi moriones рessimi. Ученые глупцы — наихудшие.
  • Vitu рeria stultorum laus est. Осуждение глупцов — похвала.
  • Barba non facit рhilosoрhum. Борода не делает мудрым.
  • Incertus animus dimidium est saрientiae. Сомнение есть первый подступ к разуму. (Публий Сир)
  • Nullum magnum ingenium sine mixtura dementiae. Не бывало великого ума без примеси безумия. (Сенека)
  • Vir saрiens aequo animo injuriam fert. Умный равнодушно переносит несправедливость.
  • Raras fecit mixturas cum saрientia forma. Красота редко сочетается с мудростью. (Петроний)

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

47. Литература

  •  Себастьян Брандт «Корабль дураков».
  • Вольтер «Ум, остроумие» // «Философский словарь».
  • Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».
  •  Клод Адриан Гельвеций «Об уме».
  • Бальтасар Грасиан «Критикон», «Карманный оракул».
  • Рене Декарт «Рассуждение о методе».
  •  Екклесиаст «Книга Екклесиаста или проповедника».
  • Александр Зиновьев «Гомо советикус».
  • Александр Зиновьев «Коммунизм как реальность».
  • Франсиско де Кеведо «Происхождение и определение дури».
  • Цезарь Ломброзо «Гениальность и помешательство».
  • Менделе Мойхер Сфорим «Путешествие Вениамина Третьего».
  •  Мишель Монтень «Опыты».
  • Фридрих Ницше «К генеалогии морали», «Антихристианин»,  «Так говорил Заратустра».
  • Эразм Роттердамский «Похвальное слово глупости».
  • Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания».
  •  Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление», «Афоризмы   житейской мудрости».
  • Давид Юм «О достоинстве и низменности человеческой природы».

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

* * *

 Дурак видит только то, что хочет видеть, а если не получается, он отворачивается и говорит, что всё равно оно там есть.

 Если каждый дурак подстраивается в своих мнениях под мнения своего референтного стада, то откуда же берутся мнения этого стада? Они берутся от дураков харизматического типа, которые тоже подстраиваются под мнения стада, но подстраиваются творчески, насколько это возможно для дураков. Поэтому обычно никто стада дураков не водит: их всех куда-то спонтанно носит, нередко смещая в совсем уж дурацкие крайности.

 Умнику не о чём говорить с единомышленниками: он ищет возражающих, чтобы попользоваться ими для исправления своих мнений. Дурак же ищет таких, как сам, чтобы вместе переливать из пустого в порожнее и источать комплименты друг другу.

  Умник ИЩЕТ мнения, противоречащие его собственным: они дают ему возможность проверить и подправить себя, то есть стать сильнее. Дураку же такие мнения в лучшем случае не интересны, в худшем вызывают раздражение.

 Далеко не каждый дурак в состоянии благополучно переносить свободу и изобилие. Вполне выдерживает это только дурак ленивый и вдобавок помешанный на сохранении здоровья и безопасности.

 Если высказать что-то, выходящее за границы обычного переливания из пустого в порожнее, дурак либо игнорирует, либо разражается комментариями подзаборного характера, либо старательно выдаёт какую-нибудь мутную серятину на поллиста – для твоего просвещения, как будто от него ждали некоторого обсуждения, а не просто факта какой-то реакции (или её отсутствия) – для статистического учёта этого факта в рамках заурядного исследования на тему «Дураки и что-то там». Чтобы эффективно манипулировать дураками, надо знать, как они реагируют на те или иные вещи, а единственный надёжный путь к этому – эксперимент (если, конечно, ты сам не дурак и не лишён таким образом возможности просто судить о других по себе).

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

 Иной дурак берётся имитировать умника: демонстрирует интерес к чужим мнениям и снисходительность к чужим ошибкам, подпускает иронию по отношению к самому себе и т. д. Надо заметить, занятие это совершенно напрасное, потому что этот чудак рискует вызвать неприязнь других дураков, но не сможет добраться до удовольствий, доступных лишь умникам.

 В общении с дураками надо учитывать, что они понимают лишь простые формы выражения мысли. К примеру, если допустишь элемент иронии по отношению к самому себе, почти наверняка кто-нибудь высунется со своим ликующим «Ну вот ведь, сам признался!» Признался в чём? В том, что, в отличие, от дураков, стараешься непредвзято и весело смотреть на себя и мир? Да, действительно: это то самое, чем ты от них отличаешься.

 Когда дурак высказывает снисходительное сожаление по поводу твоей неспособности выражаться понятным и приятным для дураков образом, сноси этот укол стойко: действительно ведь, тебе это не дано.

 Чем более матёр дурак, тем короче его «критические» реплики. В самом деле, зачем много слов, если за каждое могут выставить таким уродом, что даже нормальные дураки постараются держаться от него подальше?

 Что ни скажешь, отыщется дурак, который решит, что этим ты заклеймил себя как законченное и неисправимое ничтожество. Дело не в тебе, а в нём: в его стремлении на миг пережить острое чувство собственного величия, не рискуя получить в голову.

 Дураки обычно испытывают непреодолимые трудности с пониманием пословицы «Как аукнется, так и откликнется»: их безмерно поражает и возмущает, когда в ответ они получают приблизительно то же, с чего сами начали.

 Поскольку дурак обычно не нисходит до того, чтобы выражаться иначе, чем у дураков принято, он в «споре» зачастую ограничивается фразами типа «Сам дурак!» или «От педераста слышу!» На дураков это вполне действует, а дурак ведь не идиот, чтобы лишний раз напрягать свой УМ.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

 Дураки всегда пытаются уязвить оппонента теми словами, от которых страдали бы сами. Им трудно понять, что люди бывают очень разные и что не все воспринимают дураков как равных себе индивидов, а их любимые слова – как что-то, имеющее важный смысл.

 Дураки всегда скопом: задень одного – и набежит целая свора. Поэтому дураков лучше вообще не трогать, а если какого-то всё же зацепил, готовься разить во все стороны.

Если задел дурака, отступать бессмысленно, потому что некуда: в другом месте будут такие же дураки (а может быть, ещё худшие). Уступка дураку обычно тоже ничего не даёт, потому что дурак понимает её превратно. Остаётся только бить дурака с того места, на каком находишься: в надежде, что в конце концов его кондрашка хватит или глисты заедят.

 Дураки вообще плохо переносят возражения, но наиболее сильно они возмущаются, если пускаются ПРАВЕДНИЧАТЬ, то есть любоваться собой на фоне гнусной современности, а в это время вдруг кто-то вставляет свои ироничные три копейки.

 Воспитанный и образованный дурак никогда не назовёт своего оппонента словоблудом или сумасшедшим: нет, он привяжется к какой-нибудь мнимой ошибке у него и начнёт снисходительно поучать его в том, как должны работать у человека мозги, чтобы на выходе было только дурацкое: положительно воспринимаемое и бесполезное.

 У дураков иногда появляются АРГУМЕНТЫ. Несколько растерявшись от неожиданности, ты брезгливо, как раздавленного таракана за ус, подносишь НЕЧТО к глазам и спрашиваешь: «Это – аргумент?!» «ДА!» – с гордостью отвечает «оппонент».

 Когда дурак вдруг начинает «аргументировать», всякий раз удивляешься: зачем?! Во-первых, глас дурака – это и так глас Божий. Во-вторых, аргументы всё равно получаются такие же кривые, как и тезисы, потому что источник у них один и тот же. Я богохульствую? Нет, я констатирую закономерность.

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

 Дурак хочет выглядеть крепкой личностью и обычно сильно беспокоится о том, как воспринимают его окружающие, то есть по преимуществу такие же дураки. Беспокойство это совершенно напрасное (можно сказать, дурацкое), поскольку что вероятность случайно сойти за умника настолько незначительная, что ею запросто можно пренебрегать.

 Оскорбления со стороны дурака обычно оскорбляют лишь мой литературный вкус.

 Благонамеренный дурак – это ещё не бедствие. Бедствие – это когда благонамеренный дурак оказывается вдобавок дураком активным, то есть стремится как можно шире распространить свой любимый набор глупостей. Биосферу уничтожают не столько злодеи с перекошенными от подлых мыслей физиономиями, сколько благообразные дураки, неутомимо творящие «добро». Злодеи же хороши хотя бы тем, что сдерживают прирост населения, грозящего уничтожить на этой планете всё сколько-нибудь съедобное и сколько-нибудь горючее.

 Первопричина социальных проблем – дураки и только дураки, особенно дураки образованные и благонамеренные (у необразованных и неблагонамеренных меньше возможностей творить чудеса цивилизации, разрушительные для окружающей среды). Самые вредные из образованных и благонамеренных дураков – дураки учёные («профессионально изощрённые глупцы» из академий и пр.): их глупости подкрепляются авторитетом науки, которую в основном не эти дураки делали.

 Кто обращается к дураку с рациональными аргументами, тот сам недалеко от него ушёл: дураком надо МАНИПУЛИРОВАТЬ, а иначе его можно переубедить только случайно. Дурак ищущий, сомневающийся – это уже не совсем дурак: совсем дурак всегда уверен в своей правоте (собственно, такая уверенность и может служить ДОСТАТОЧНЫМ признаком дурака). Взгляды дурака таки изменяются со временем, но всегда – в результате манипулирования.

 Главное условие успеха в обществе – никогда не задевать основной массы дураков. Куда бы эту массу ни понесло, надо забежать вперёд и затесаться в группу лидеров: тогда для большинства ты будешь вполне хорошим человеком – достойным того, чтобы стать ФИГУРОЙ.

 Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно. /Л. Н. Толстой/

Мир дураков (ORBIS STULTORUM ). Александр Бурьяк (2)

Источник