О чем рассказывает сказка «Гуси-лебеди» на самом деле

О чем рассказывает сказки, сказки русские, сказки народные, про Бабу-Ягу, Баба-Яга, сказки про Бабу-Ягу, сказочные пеонажи, расшифровка сказок, символика в сказках, гуси-лебеди, печка, яблоня, интересное о сказках, сказочные события, сказки и реальность, про сказки, про мифы, славянские сказки, славянские символы, персонажи сказок,

В русской народной сказке Баба-Яга, которой помогают гуси-лебеди, отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т. е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

славянские куклы, куклы- обереги, буллы тряпичные, куклы народные, обереги, магия, своими руками, обереги своими руками, куклы своими руками, мастер-класс, обереги для дома, магия кукол, обереги для путников, создание оберегов, создание кукол, куклы к праздникам,Баба Яга своими руками: мастер-классы и идеи

О чем рассказывает сказки, сказки русские, сказки народные, про Бабу-Ягу, Баба-Яга, сказки про Бабу-Ягу, сказочные пеонажи, расшифровка сказок, символика в сказках, гуси-лебеди, печка, яблоня, интересное о сказках, сказочные события, сказки и реальность, про сказки, про мифы, славянские сказки, славянские символы, персонажи сказок,Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, – печка – символ человеческого социального бытия. Ведь, действительно, мы – единственные живые существа, поддерживающие и получающие огонь искусственно, единственные в живой природе, термически обрабатывающие свою пищу.

В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок, яблоки Гесперид и т. д.). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.

До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель творили обязательно на вечерней заре, варили на утренней, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскаленные камни и помешивали кисель лодочным веслом (лодка, как мы знаем, считалась средством переправы на тот свет, не случайно еще в раннем средневековье скандинавы и руссы хоронили своих знатных покойников в ладьях).

Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.

Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему? Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.

Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.

О чем рассказывает сказки, сказки русские, сказки народные, про Бабу-Ягу, Баба-Яга, сказки про Бабу-Ягу, сказочные пеонажи, расшифровка сказок, символика в сказках, гуси-лебеди, печка, яблоня, интересное о сказках, сказочные события, сказки и реальность, про сказки, про мифы, славянские сказки, славянские символы, персонажи сказок,Интересно, что в санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), a «paripacya»: быть сваренным, поджаренным, созревать. Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.

Из книги «Золотая нить» С.В.Жарниковой.

О чем рассказывает сказки, сказки русские, сказки народные, про Бабу-Ягу, Баба-Яга, сказки про Бабу-Ягу, сказочные пеонажи, расшифровка сказок, символика в сказках, гуси-лебеди, печка, яблоня, интересное о сказках, сказочные события, сказки и реальность, про сказки, про мифы, славянские сказки, славянские символы, персонажи сказок,

славянские куклы, куклы- обереги, буллы тряпичные, куклы народные, обереги, магия, своими руками, обереги своими руками, куклы своими руками, мастер-класс, обереги для дома, магия кукол, обереги для путников, создание оберегов, создание кукол, куклы к праздникам,Баба Яга своими руками: мастер-классы и идеи

О чем рассказывает сказки, сказки русские, сказки народные, про Бабу-Ягу, Баба-Яга, сказки про Бабу-Ягу, сказочные пеонажи, расшифровка сказок, символика в сказках, гуси-лебеди, печка, яблоня, интересное о сказках, сказочные события, сказки и реальность, про сказки, про мифы, славянские сказки, славянские символы, персонажи сказок,

славянские куклы, куклы- обереги, буллы тряпичные, куклы народные, обереги, магия, своими руками, обереги своими руками, куклы своими руками, мастер-класс, обереги для дома, магия кукол, обереги для путников, создание оберегов, создание кукол, куклы к праздникам,Баба Яга своими руками: мастер-классы и идеи

21

Add a Comment