«Формула любви» — интересное о фильме, ляпы, песни, цитаты
Без рубрики,  Развлекательный Микс

«Формула любви» — интересное о фильме, ляпы, песни, цитаты

30 декабря 1984 на телеэкранах состоялась премьера замечательного фильма Марка Захарова «Формула любви». Эта искрящаяся юмором ироничная комедия с созвездием великолепных актеров сразу же полюбилась зрителям. Песенки из кинофильма распевались всеми от мала до велика, а текст тут же был растащен на цитаты.

Сюжет этой комедии, наверное, и сегодня знают и помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву.

А ведь не все знают, что у этой картины есть вполне серьезный художественный первоисточник. В 1921 году, одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием «Лунная сырость». Это и было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать.

В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Словом, вещица получилась мрачной, и будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик. Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже тридцать лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.

Давайте еще раз вспомним любимый фильм и узнаем, что же еще интересного с ним связано.

Актеры и роли

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» – Нодаром Мгалоблишвили. Нодар был в Москве на гастролях с Тбилисским театром имени Марджанишвили, и как-то к нему в гримерку пожаловал сам Марк Анатольевич

«Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе, – вспоминает Нодар. – Я там играл Яго. И вот в антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».

Никаких возражений, понятно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться на столь заманчивое предложение.

И надо же, какой конфуз! Хотя Нодар Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне адекватной: «Да я ведь даже русского языка не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами».

«Ну, этот вопрос мы уже решили, – с невозмутимым выражением лица (которое неподражаемо удается Марку Захарову!) сказал режиссер. – Вас озвучит другой актер, который прекрасно говорит по-русски». И действительно, в картине Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

Почти сразу же (что случается крайне редко, когда на роль пробуются молодые актрисы) была найдена главная героиня. Как раз в это время выпускницы театральных училищ в больших количествах показывались в разные театры. В их числе оказалась свежеиспеченная выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина. На нее и пал выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви».
Что самое удивительное в этой истории: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли.

«Какой фильм? Какие съемки? Я вообще-то собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце трубки недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И – на минуточку – у самого Марка Захарова!

«Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», – смеется сегодня Елена.
Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неизведанную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого – пристроить любимое чадо на тепленькое местечко?

Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот здесь уж нашла коса на камень.

Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном – в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова. И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать – и никаких гвоздей, – нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке. Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!

Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина – столь же харизматичный, как и сам Нодар Мгалоблишвили. Но сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась. Неужели стоит обратить внимание на «чужих» актеров?.

«И тогда мы с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она (как выяснилось, правильно определили мы) сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца.

Моей любимой актрисе не надо было ничего объяснять и показывать – она давно знала эту самую «формулу любви». Только вычертила она ее не на бумаге, а в собственном щедром и многострадальном сердце. Она научилась самому хлопотному и непростому делу на земле – любить людей».

Съемки картины, которые проходили в подмосковном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Настолько волшебной была обстановка на съемочной площадке! Все-таки хитрец Марк Захаров: он-то всегда знал, как подобрать такой коллектив, в котором не будет склок, а будут лишь помощь и взаимоуважение.

Самым главным на площадке (ну помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить весь народ, чтобы отправиться… на рыбалку.

Какое-то время почти вся съемочная группа жила в местном общежитии. Но постепенно многие перебрались на ночлег к местным жителям. Сначала актриса Елена Аминова (в картине она играла ассистентку графа Калиостро) попросилась на постой к старенькой семейной чете в местной деревушке. А спустя время туда же переселились и Семен Фарада с Александром Абдуловым на пару.

К своей невольной соседке актеры относились очень трепетно. Однажды, вспоминает Елена, она проснулась от дурманящего аромата цветов. Открыла глаза и увидела, что вся кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу, чтобы побаловать красавицу актрису. Вот только о реакции местных жителей, которые не обнаружили части своих прекрасных насаждений, история умалчивает.

А однажды Елена стала причиной семейной ссоры Фарады и его супруги – актрисы Марины Полицеймако. Как-то актер предложил Аминовой покататься по окрестностям – ничего личного, просто ради развлечения. В салоне машины у Фарады на лобовом стекле висела странная куколка, которую Елена от нечего делать решила усовершенствовать. Сорвала цветущий репей, нашла где-то красивое перо – и кукла сразу преобразилась.

Проходит время, Фарада едет в Москву, и как только в машину садится его супруга, тут же начинается перепалка. «Ты здесь возил женщину!» – негодует Марина. Фарада всячески отпирался: хоть все и невинно было, зачем же мужчине сразу сознаваться? Но супруга была так непреклонна, что Семен Львович подумал даже, что у нее открылся дар ясновидения.

Пришлось ему в конце концов согласиться: «Да, был грешок, катал на машине красивую барышню». Говорят, позже сама Марина Полицеймако объяснила мужу: «Эх, глупый ты, глупый, какая же я ясновидящая? Ведь только женщина могла так украсить эту куклу!»

Женщины вообще сыграли определенную роль в этой картине, даже находясь за сотни километров от съемочной площадки. Так, благодаря одной прекрасной леди вообще чуть не пришлось останавливать на время всю работу. А все из-за Нодара Мгалоблишвили.

Дело было так. Обычно на выходные все члены съемочной группы спокойно отправлялись из захолустного Подмосковья к себе в московские квартиры. И только Нодару некуда было податься. Чаще всего он отдыхал в гостинице «Мосфильма», где для него был забронирован номер. И вот однажды Нодар (в полном, надо сказать, одиночестве) решил устроить в своих апартаментах сольное вокальное выступление – пел одну песню за другой, старательно выводя рулады.

Его вокальный талант был по достоинству оценен прогуливающейся по улице дамой (абсолютно незнакомой, само собой). Осознав тот факт, что эта восторженная дама при таком раскладе может стать весьма близкой знакомой, Нодар сел на подоконник, чтобы продолжить импровизированный концерт. Этаж был второй, Нодар находился в порыве чувств… Короче, «упал, очнулся – гипс».

Судьба той таинственной дамы так и осталась неизвестной, однако когда после выходных вся группа вновь собралась для работы, вид Нодара с загипсованной ногой вызвал у всех полнейший ступор. Как работать дальше?!

Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда ноги графа Калиостро обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил… композитор Геннадий Гладков. Именно его нижние конечности частенько видны на экране.

Между прочим, сам Гладков сыграл в фильме вполне полноценную роль – слуги, произносящего фразу: «С кого ж такую лепили?» Однако коварный Захаров отчего-то отказался указывать имя композитора в титрах.

Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали все мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Александр Абдулов. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания под названием «съемочная группа «Формулы любви» лично к ним не имеет отношения.

Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития. И там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая святых не допускался, поэтому то, что компания играла именно в преферанс, было из области предположений. К утру комната напоминала прокуренный салун: дышать в этой клетушке после ночных посиделок было просто невозможно, дымили-то все по-черному.

Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и соответственно участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно – ну полное впечатление, что эта троица мирно почивала в предвкушении будущих творческих свершений!

Интересное о фильме

Абдулов и парик

Александр Абдулов не должен был принимать участие в съемках, однако ему так понравился сценарий, что он сам попросил Марка Захарова о роли. Эпизод со сниманием парика был придуман самим актером.

Заслуженная Галатея

Статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, стала заслуженной актрисой. Скульптура девушки впервые снялась в фильме «Бег», после её можно было увидеть перед Бубликовым в «Служебном романе», в бане в комедии «Старый Новый год», в гостинице в фильме «Вечерний лабиринт» и в приемной Вассы Железновой в фильме «Васса». Сейчас Галатея уже не снимается, из реквизиторской «Мосфильма» она вернулась во двор московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле, где и стояла до начала актёрской карьеры.

Костюмы

В танцевальных номерах все мужские костюмы – итальянские, а женские – русские народные.

Места и интерьеры

Сцены в доме Федяшина снимались в деревне Ляхово. Декорацией послужила старая, полуразрушенная усадьба. Сцены у реки и церкви были отсняты в селе Авдотьино, а именно в бывшей усадьбе видного просветителя XVIII века Николая Новикова.

Статуя вместо картины

В повести Алексея Толстого граф оживлял не статую, а картину девушки.

«Уно моменто»

«Неаполитанская песня», она же «Уно моменто» была придумана композитором Геннадием Гладковым. К готовой мелодии нужен был текст, который намекал бы на Италию. Композитор попросил знакомую студентку с факультета иностранных языков записать несколько рифмующихся итальянских слов и положил их на музыку. Он же и исполнил песню вместе с Александром Абдуловым. Перевод на русский одной из ее частей звучит как:
«Женщина прекрасная любовь
Любить и петь
Подари мне мгновение
Самое прекрасное».

При всей фантасмагоричности песенки авторам фильма пришлось утверждать её в литературном комитете («литовать»), предоставив цензорам «перевод» её текста на русский язык:

Через год после выхода «Формулы любви» песня была обыграна в советском фильме-катастрофе «Поезд вне расписания» (1985).

«Неаполитанская песенка», как было отмечено критикой, имела необыкновенный успех среди публики, а её исполнители оказались наутро после выхода фильма «на самом гребне популярности». В 1986 году Абдулов и Фарада исполнили пародию на песни фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо в музыкальной программе «Утренняя почта», которая частично включала в себя припев «…уно моменто»«Формула любви» - интересное о фильме, ссср, «Формула любви» интересное о фильме, фильмы СССР, комедии советские, комедии, актеры, киногерои, кино, фильмы про любовь, фильмы про авантюристов, история создания фильма, факты о фильме, об актерах, о фильме, киноляаы, ляпы, съемки, цитаты из фильмов, про фильмы, про актеров, ttp://prazdnichnymir.ru/

На «Уно моменто» написано множество пародий и переделок — и к разным праздникам и просто так. Песенка поется легко и узнаваема с первых аккордов, поэтому непременно вызывает воспоминания о фильме, и желание присоединиться к пению. Вот несколько вариантов — возможно они вам пригодятся для какого-нибудь праздничного мероприятия. Ну а если вам известны еще какие-то тексты на эту мелодию — присылайте, мы обязательно добавим их в нашу коллекцию!

Уно-уно-уно ун моменто (Неаполитанская песня) — оригинал и переделки песни

Киноляпы «Формулы любви»

Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности.

Звезда. На груди у графа Калиостро временами появляется, временами исчезает звезда польского военного ордена «Virtuti Militari», созданного только в 1792 году.

Русско-турецкая война. Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском великосветском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»).
Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя.

Стихи. Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.

Стога. Главный ляп фильма, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине.

Штабс-капитан. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан.
Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

И ведь что интересно…

Граф Калиостро был не просто мистиком, алхимиком, авантюристом, медиумом и целителем.

Именно он стал прообразом Зарастры в опере Вольфганга Моцарта «Волшебная флейта».

Именно Калиостро вдохновил Гете на «Фауста».

За свою жизнь он пообщался в Папой Пием IV, Марией Антуанеттой, Екатериной Великой, Казановой и Уильямом Блейком.

Прибыв в новый город, граф со своей супругой Лоренцей снимали роскошые апартаменты и предлагали свои услуги. В одном флаконе они соединяли масонство, алхимию, гипнотизм и «эликсир жизни». Кто ж перед таким устоит?
Калиостро занимался исцелением и ритуалами, а графиня сидела рядом, предлагая прямую связь с духами. Вот как это описал один парижский хроникер:

«Вряд ли сыщется в Париже благородная дама, которой не хотелось бы поболтать с духом Лукреция о природе вещей, офицер — чтобы порассуждть о войне с Цезарем, Ганнибалом или Александром, или адвокат, не желавший бы поспорить о юридических делах с самим Цицероном».

Эликсир жизни и консультации с духами предоставлялись за отдельную плату, а вот исцеление было доступным и бесплатным для всех. Говорят, его лечение многим помогало. В Страсбурге, например, 15 тысяч человек заявляли, что исцелились.

А вот Екатерина Великая Калиостро невзлюбила.

То-есть сначала все пошло хорошо. Калиостро вернул к жизни новорождённого сына графа Строганова. Предложил Потёмкину утроить его количество золота. Что сделал Калиостро — неизвестно, но золотых монет стало больше ровно в три раза. Екатерина даже рекомендовала придворным общаться с графом для «пользы во всяком отношении».

А потом вдруг раз — и Калиостро с женой впали в немилость. Им посоветовали «елико возможно поспешно» покинуть Россию. А на сцене театра в Эрмитаже была поставлена комедия «Обманщик», сочиненная лично императрицей. Она называла графа плутом, шарлатаном и опаснейшим человеком.

Что же произошло? Есть версия, что Калиостро пытался соблазнить Екатерину Великую с помощью приворотного зелья, и ей это почему-то не понравилось. Ну действительно, травить императрицу, даже с благородной целью соблазнения — это как-то чересчур.

«Формула любви» — цитаты из фильма

* * * * *
― А вдруг я лгу? Вдруг я влюблен и мечтаю похитить вас? Что тогда?
― Полно шутить. Когда любят, тогда видно…
― Что видно?
― По глазам. У вас глаза…

* * * * *
― А где вы родились, Жакоб?
― Я вообще еще не родился.
― Не родились?
― Нет.
― И как вы дальше думаете?

* * * * *
— А если кто-то не захочет жить счастливым?
— Тогда он умрёт. Все желания должны исполняться.

* * * * *
А ещё говорят, фрейлине Головиной из медальона вывел образ покойного мужа, да так, что она его осязала и теперь вроде как на сносях…

* * * * *
— А как же я?
— Такова судьба, Лешенька. Будем страдать. Страданиями душа совершенствуется. Папенька говорит, что одни радости вкушать недостойно…

* * * * *
― А как он с Вами разговаривает? Вы, человек, достигший вершин лондонского дна…

* * * * *
― А я-то, дура, помирать собралась. Спроси, батюшка, может замуж ещё сходить напоследок?

* * * * *
— А, я понимаю, почему ты меня прячешь. Опять материализация! Опять мазаться белилами и бегать в неглиже! Надоело!

* * * * *
― Ален ноби, ностра алис! Что означает — если один человек построил, другой завсегда разобрать может!

* * * * *
― Алёша! Алёш, ну до того ли сейчас господину Калиостро?
― До того, до того. Ну, как там наш папенька? Папенька согласился.

* * * * *
― Ах, тетушка. Для того ли я оставил свет, убежал из столицы, чтоб погрязнуть в болоте житейском?…

* * * * *
— В конце-концов, вы собираетесь быть принцем?
— Ес, ит из!

* * * * *
― Вам легче, сударь?
― Да, вроде бы отпустило.
― Волшебник… Уж как нам благодарить-то вас?
― Никак! Благодарите природу. Она лечит. Я лишь жалкий инструмент в ее руках…

* * * * *
― Ваши мысли далеко, сударыня?
― Я думаю о папеньке…
― Это я должен думать о вашем папеньке. А вы думайте обо мне. И, по возможности, без неприязни…

* * * * *
― Варварская игра, дикое место, меня тянет на родину.
― А где ваша родина?
― Не знаю. Я родился на корабле, но куда он плыл и откуда, никто не помнит.

* * * * *
― Видите эту вилку?
― Ну?
― Хотите, я ее съем?
― Сделайте такое одолжение.

* * * * *
― Вона, опять у нашего барина ипохондрия сделалась!
― Пора. Ипохондрия всегда на закате делается.
― Отчего же на закате, Степан Степанович?
― От глупых сомнений, Фимка. Вот глядит человек на солнышко и думает: взойдёт оно завтра аль не взойдёт?

* * * * *
— Вы, граф, умный… нежный… а главное — несчастный. Вы без меня пропадете.

* * * * *
— Вы же знаете, как это бывает! Вы знаете, как возникает любовь!
— Не знаю и знать не хочу! Все это бред, воспаленный бред. Вы получите то, что желали, согласно намеченным контурам.
— К чёрту контуры! Я их уже ненавижу.

* * * * *
— Вы мне помогли очень важную вещь понять. Оказывается, в любви главное — это возможность не раздумывая отдать свою жизнь за другого. Интересно попробовать.

* * * * *
― Голова всё может.
― В особенности, если это голова великого магистра.

* * * * *
— Господа, я последний раз предлагаю вам подумать о примирении.
— Мерси, но сие невозможно.
— Тогда к барьеру.

* * * * *
― Готовы ли вы сказать нам всю правду?
― Ну… Всю — не всю… А что вас интересует?

* * * * *
― Да мало сказать, в России, он в тридцати верстах отсюда.
― Карета сломалась, кузнец в бегах. Так он сидит в гостинице, клопов кормит…

* * * * *
― Да! Это от души… Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою, но вот чтоб так, обедом… На десерт… и острый предмет… замечательно! За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ежели, конечно, кроме железных предметов ещё и фарфор можете употребить… Тогда просто нет слов!

* * * * *
― Держи билет. Дома-то есть кто?
― Бабушка.
― Здоровья-то крепкого?
― Ага.
― Ничего. Может, переживет.

* * * * *
— Должен вас огорчить, друзья! Сейчас мне было видение… Галатею будут звать Лоренцией.

* * * * *
― Дядь Степан, ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а?
― Чего-чего… Зрение слабое.
― Бедненький.

* * * * *
― Дядя Степан, помог бы ты им, а? Ну грех смеяться над убогими, ну посмотри на них. Подневольные ж люди. Одной рыбой питаются. И поют так жалостно…

* * * * *
― Ему плохо? Нет, ему хорошо.
― Хорошо?
― Живым всё хорошо.

* * * * *
― Если когда-нибудь, в палате лордов мне зададут вопрос: зачем, принц, вы столько времени торчали под Смоленском? Я не буду знать, что ответить…

* * * * *
― Есть люди, которым дорого просвещение!

* * * * *
— Ёлки — моталки. Я говорю, что здесь — елки-моталки.

* * * * *
― Жениться тебе пора! Вот что я тебе скажу, друг мой. Не век же тебе на меня, гриба старого, смотреть. Эдак с тобой что-нибудь скверное может сделаться.

* * * * *
— Жуткие нравы! Где только не дуэлировали… и во Франции… и в Голландии… И везде — чётко и быстро, как у цивилизованных людей: рраз — и наповал!

* * * * *
― Жуткий город. Девок нет, в карты никто не играет. В трактире украл серебряную ложку, никто и не заметил. Посчитали, что ее и не было!

* * * * *
― Жуткое селение. Двери не запирают. Вчера спросил у ключницы 3 рубля, дала, мерзавка! И не спросила, когда отдам!

* * * * *
― Зачем же непременно лапшу? Не надо лапшу. А хоть бы и лапшу, тоже очень неплохо!

* * * * *
— Зачем открывать тайны сложного, если необъяснимо простое? Я хочу построить формулу любви.

* * * * *
― Значит, я ставлю ультиматум…
― Да. А я захожу сзади.

* * * * *
― Знаю, о ком ты грезишь! Срам! Перед людьми стыдно…
― Это вы о ком?
― О ком! О бабе каменной, вот о ком! Вся дворня уже смеётся!

* * * * *
― Золото из ртути возникает на десятый день, любовь из неприязни — на пятнадцатый

* * * * *
— И вот что я тебе скажу. Ежели ты человек — люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи!

* * * * *
― И если мы завтра не уедем — я сбегу.
― И не побоитесь?
― Для бегства у меня хватит мужества.

* * * * *
― Идеал нельзя отрывать от почвы! Нарушаются магнетические связи!

* * * * *
― …Из стран Рождения река По царству Жизни протекает, Играет бегом челнока И в Вечность исчезает… Каково сказано, тётушка?
― Про речку? Хорошо… Сходил бы, искупался. Иль окуньков бы половил.

* * * * *
― Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Тут медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное — беседа.
― Слово лечит, разговор мысли отгоняет.

* * * * *
― Как видите, сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу, разум подвластен чувствам… Круг замкнулся, с разума начали, разумом кончили.
Вот и выходит, что всё мироздание — это суть, игра моего ума.

* * * * *
―  Как говорили латиняне, сик транзит глория мунди. И так проходит слава мира.
― И откуда из вас латынь эта выскакивает? Сами то вы вроде не из латинцев.
― Да барин у нас прежний всех мужиков заставлял латынь учить.
Желаю, говорит, думать, будто я в Древнем Риме… Большой просветитель был! Всё говорил нам: «Аут ни гель, аут Цезарь!»

 

* * * * *
— Как ужасно, что мне не страшно умирать. Наверно, потому что Калиостро уже умер. Умерли его чувства и желания. Остался только разум… Несчастный человеческий разум, который возомнил, что он один во вселенной и ему всё позволено. Разум, который подверг сомненью все законы мироздания. И вознамерился утвердить свои собственные. Он просит меня о последнем одолжении. Он рвётся на свободу.

* * * * *
― Какой ты меркантильный, Маргадон… О душе бы подумал!
― О душе? О душе… О душе… Мария.

* * * * *
— Карета готова?
— А как же. Пройдёмте. Вот она, красавица.
— Это наша карета?
— Через неделю будет как новенькая.

* * * * *
― Клопов?! Великий человек! Магистр!.. И клопов?!
― Так они, сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр.

* * * * *
― Княгиня фон Кизеветр, варение золота из ртути.
― Хочу сразу предупредить, ртуть у нас кончилась.

* * * * *
― Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе.
― Мудро.

* * * * *
― Кто ж про такое говорит-то? Про такое молчат, да вздыхают.

* * * * *
― Куда сдадите?
― В участок. А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег!
― Весь?

* * * * *
― «Лабор ист ест ипсе волюмпас». Что означает: Труд — уже сам по себе есть наслаждение!

* * * * *
― «Любовь», Фимка, у них слово «амор»! И глазами так…
― Амор…

* * * * *
— Любовь — это божественное чувство.
— Всеобщее заблуждение. Огонь тоже считался божественным, пока Прометей не выкрал его. Теперь мы кипятим на нем воду. То же самое я сделаю с любовью. Не для себя — для всех. Люди перестанут страдать и будут счастливы.

* * * * *
― Маргадон! Почему открыта дверь?
― Экскьюз ми, магистр!
― Что экскьюз ми?
― Варварские обычаи. Ключи дают, а замков нет.

* * * * *
― Меня предупреждали, что пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы.

* * * * *
― Маргадон. Один надо было зарядить.
― А вы, оказывается, бесчестный человек, Маргадон.
― Конечно. Если бы я был честный человек, сколько бы народу в Европе полегло. Ужас!

* * * * *
― Мне предстоит цепь рождений, в результате чего я явлюсь миру принцем Уэльским.

* * * * *
― Мы, граф, соседям сказали, что материализация состоялась. Чтобы ваш авторитет не уронить. Вот, мол, было изваяние, а теперь стала Марья Ивановна. Многие верят.

* * * * *
― На Прасковью Тулупову вроде похожа. Была у нас тут такая мельчихова дочка. Ух, красавица девка…
Барин на неё как глянул, так умом и поехал. Либо, говорит, женюсь, либо из мрамора изваяю.
― Амор, значит, с ним случился.
― Чего?
― Амор…

* * * * *
― На что жалуемся?
― На голову жалуется.
― Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
― А голова?
― А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.

* * * * *
— Не беспокойтесь, господа. Сейчас я вас оставлю наедине и вы сможете продолжить свою семейную сцену.

* * * * *
― Надеюсь, застрелиться в присутствии гостя не противоречит вашим обычаям?

* * * * *
― Не разбирают?! Они-то не разбирают, но в России, слава богу, ещё остались просвещённые люди!

* * * * *
― Не спится?
― Да… Вот. Люблю прогулки на рассвете.
― Сразу на двух конях? Седалища не хватит.

* * * * *
― Не умеете лгать, молодой человек. Все люди разделяются на тех, которым что-то нужно от меня, и на остальных, от которых что-то нужно мне. Мне от вас ничего не нужно. Выкладывайте, что вам угодно?

* * * * *
― Неважно, с кого ее лепили. Истинный художник копирует не натуру, а лишь свое воображение

* * * * *
― Никакое это не произведение, а Содом с Гоморрой!
― Разве их две? Вроде одна…
― Чего одна?
― Одна Гоморра.

* * * * *
Ничтожества, жалкие комедианты! Я бы мог вас испепелить, превратить в прах! Но я не стану тратить на вас магическую энергию!

* * * * *
— Но тут мне открылась иная истина… Кажется, кто-то там, наверху, вздумал меня обмануть. Ты знаешь, мне не дано вызывать любовь. Страх, восторг, уважение… я легко пробуждаю в людях. А любовь… Увы.

* * * * *
— Ну женюсь, и что будет? Стану целыми днями ходить в халате…
А жена моя, особа, которая должна служить идеалом любви, закажет при мне лапшу и начнет ее кушать!

* * * * *
― Ну, я вам доложу, был фейерверк… Все сено сжег. Да какое сено! Чистый клевер…
― Да ладно врать-то! Чистый клевер… У вас всё осокой заросло, да лопухами.
― Что вы такое говорите, Феодосья Ивановна, у меня воз сена стоит десять рублей.
― Стоит-то оно стоит, да никто ж его не покупает! У вас же совсем никудышное сено! Разве что горит хорошо.

* * * * *
― О Боже, за мной шпионят! Какая низость…

* * * * *
— О, Жакоб, мы отсюда не уедем никогда. Мы погибнем.

* * * * *
― Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна. Родился я в Месопотамии, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад. Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?
― Нет, не изумляет. У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки. Ефимцев, купец, третьего года рождения записан от Рождества Христова, Куликов — второго… Кутякин — первого.
― Да, много их тут, долгожителей.

* * * * *
― Обычный фокус. Это серная кислота.

* * * * *
― Она не одна придет, она с кузнецом придет.
― С каким кузнецом?
― С дядей моим, Степан Степанычем. Он мне заместо отца, кузнец наш.
― А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь, чтоль? Зачем нам кузнец?

* * * * *
― От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят…

* * * * *
― От Светлейшего князя Потёмкина имею предписание задержать г-на Калиостро и препроводить его в канцелярию для дачи объяснений.
― Это невозможно. Он в грядущем.
― Достанем и из грядущего. Не впервой.

* * * * *
― Откушать изволите?
― Как называется?
― Оладушки.

* * * * *
― Откушать просим, доктор, чем бог послал.
― Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче.

* * * * *
― Очень быстро, Жакоб!
― Но, залётные! Фортиссимо, мама мия, но!

* * * * *
― Перемещается.
― Уходит.
― Куда это он?
― Куда-куда, в грядущее.

* * * * *
― Подь сюды. Хочешь большой, но чистой любви?
― Да кто ж её не хочет?
― Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал.

* * * * *
— Посмотри, какая ночь, Джузи. Включи её в свою формулу. Раз ты решил сделать весь мир счастливым, начни с меня.

* * * * *
― Прекрасно! Моя жизнь в ваших руках! Я застрелюсь!
― Не надо громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника.

* * * * *
― Простыл наш батюшка, простыл касатик! Перекупалси.
― Заголосила! Да не простыл наш батюшка, а с глузду двинулся!

* * * * *
― С кого ж такую лепили?
― С обеих. Её мой папаша ставил, прости господи. А папаша мой был ловелас отменный, светлая ему память.

* * * * *
― Селянка, у тебя бабушка есть?
― Нет.
― Сиротка, значит.

* * * * *
― Сердцу не прикажешь. Так народ говорит.
― Глупости он говорит, ваш народ.
― Сердце такой же орган, как и иные… И подвластен приказу свыше.

* * * * *
Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле…  Же ву при, авек плезир… Господи прости, от страха все слова повыскакивали… Алексис, они что, по-нашему совсем не понимают?

* * * * *
— Статуя здесь ни при чём! Она тоже женщина несчастная! Она графа любит!

* * * * *
― Степан! Степан, у гостя карета сломалась.
― Вижу, барин. Ось полетела. И спицы менять надо…
― За сколько сделаешь?
― За день сделаю.
― А за два?
― Ну… Сделаем и за два.
― А за пять дней?
― Ежели постараться… можно и за пять.
― А за десять?
― Ну, барин, ты задачи ставишь… За десять ден одному не справиться. Тут помощник нужен. Гомо сапиенс…

 

* * * * *
― Стой! Ты что?! Куда понесла?!
― Барыня велела помыть.
― Кого?!
― Изваяние.
― Верни на место! Стой! Плесни на меня. Не так! Медленно.

* * * * *
― Стрелялся, стало быть, у нас некий помещик Кузякин. Приставил пистолет ко лбу, стрельнул раз — осечка! Стрельнул другой — осечка! Э, думает, видно не судьба! И точно! Продал пистолет, а он у него дорогой был, с каменьями. Продал пистолет, да на радостях напился… а уж потом спьяну упал в сугроб да замерз…
― Это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо.

* * * * *
― Стыдитесь. Вот Маргадон — дикий человек. И то выучил. Маргадон!
― Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец — пригодится.

* * * * *
— Сударь-сударь-сударь! Вы биточку не так держите. Берёте, локоточек в сторону… Так легонечко…
— Нас унижают, Жакоб. Ваш удар, прынц!

* * * * *
— Сударь, а правда ваш барин две тыщи лет живёт?
— Точно сказать не могу, леди. Но знаю лишь одно, что за те 200 лет, что я ему служу, он ничуть не изменился.

* * * * *
― Теряю былую лёгкость! После ужина — грибочки, после грибочков — блинчики…

* * * * *
― Тем более что организм ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни. Печень вялая, сердечко шалит… Как вы с ним две тыщи лет протянули, не пойму! Кончать надо с хиромантией, дружок!

* * * * *
— Тётушка, а с вами, признайтесь, тоже нечто подобное было?
— Кабы было, я б тут в старых девах не сидела. А то вот тоже попался вздыхатель, вроде тебя. Сильный был мужчина. Всю силу на стихи растратил. Жизнь мою погубил.

* * * * *
— Ты, значит, здесь вместо работы латынь изучаешь?
— Либерасьён эс перпетум мобель.

* * * * *
— Ты снова колдуешь любовь, Джузеппе?

* * * * *
― У вас в Италии мята есть?
― Ну откуда в Италии мята? Видел я их Италию на карте, сапог сапогом, и все!

* * * * *
— У меня не бывает свободных минут!

* * * * *
― Увольте, сударь, материализация чувственных идей -труднейшая задача научной магии. Она требует огромных энергетических затрат.

* * * * *
— Уравняем шансы! Маргадон! Заряди только один пистолет.
— Слушаюсь, мон синьор! Один, так один!

* * * * *
— Фимка! Ну что ж ты стоишь! Неси бланманже с киселем!

* * * * *
― Хороший человек…
― Солонку спёр.
― И не побрезговал…

* * * * *
— Хорошо, Джузи. Я сделаю всё, что ты хочешь. Соблазню, очарую, убью. Лишь бы ты не страдал.

* * * * *
― Человек хочет быть обманутым, запомни это. Все обманывают всех, но делают это слишком примитивно. Я один превратил обман в высокое искусство, поэтому стал знаменит.

* * * * *
― Что вы говорите такое, тётушка? Река жизни утекает в Вечность. При чем тут «окуньки»?
― Я думала, может, ухи хочешь. Ну нет, так нет… И лапша хороша!

* * * * *
― Что вы говорите такое, тетушка? Сами же учили: на чужой каравай рот не разевай!
― Дак мало ли я глупостей-то говорю? А потом, когда человек любит, он чужих советов не слушает!

* * * * *
― Что же вы медлите, сударь?
― Вы — гость, вам положено стрелять первым.

* * * * *
— Что же вы предлагаете? Отбить ее у графа?!
— А хоть бы и отбить. Отбить! Ты, Алеша, все привык на готовеньком. Придумал себе, понимаешь, идеал, на блюдечке подай его тебе! И стишки чужие читать — не велика доблесть! Вон небось, Петрарка твой — посадил свою Лауру на коня, и только их и видели.

* * * * *
— Что же это они каждую ночь надрываются?

* * * * *
— Что значит любовь к женщине по сравнению с любовью к истине? Истина в том, что человек несчастен, небо отвернулось от него.

* * * * *
— Что он меня всё пугает? Что меня пугать – у меня три пожизненных заключения.

* * * * *
― Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и… тоже бросилась в бурное море. И сея пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

* * * * *
― Это Жазель. Француженка. Я признал её. По ноге.
― Не, это не Жазель! Жазель была брюнетка, а эта вся белая.

* * * * *
― Это замечательно. Когда уходишь от погони, ни о чём другом уже не думаешь.

* * * * *
― Это ты разболтал?
― Что вы, магистр? Я был нем как рыба…
― Лжешь!
― Нет.
― И быть тебе за это рыбой. Мерзкой скользкой…
― Да, но обещали котом…
― Не достоин!

* * * * *
― Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!
― Как же так сразу? И потом — где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской — другое…

* * * * *
— Я вас прощаю!
— Пусть Бог прощает, это его забота, а не ваша!

* * * * *
— Я вот что решил… Я во время материализации про Марию буду думать. Лицо ее буду вспоминать, глаза, плечи, руки… И так далее.
— Милый ты мой. Да что ж думать, когда все это рядом в натуральном виде ходит?

* * * * *
― Я всё понял. Вы, сударь, обманщик и злодей!

* * * * *
― Я все понял, Жакоб. Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском.

* * * * *
― Я знал, что буду неверно понят.
― Мы знали об этом.
― В благородство человеческое уже давно никто не верит!
-Ни один человек…
― А жаль!

* * * * *
― Я, кажется, не вовремя…
― Вы, сударь, не вовремя появились на свет, а теперь уж что поделаешь… Входите!

* * * * *
― Я не есть это мочь! Мой голова не мочь это запоминайт!

* * * * *
— Я полюбил другую!
— Другую полюбил. Когда же вы успели?
— Разве дело во времени? Иногда 2 минут хватит, одного взгляда.. И всё перевернётся в душе!

* * * * *
— Я проведу эту девочку по всему лабиринту. И если в конце вспыхнет огонь чувств… То, значит, не бог его зажёг, а человек. И стало быть, мы равны.

* * * * *
— Я уже разбудил стихию энергетических потоков, я уже вступил во взаимодействие с силами магнетической субстанции. Вы что, сударь, на базар пришли?! Знаки зодиака. Вот 24 кабаллистических символа. Вот ключ, врата и семь сфер. Всё уже дышит и приведено в действие.

 

Источник