
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Применение методики (теста) «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых.
В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.
На заметку: Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».
- Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние;
- тест «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого;
- тест «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.
Инструкция
Для выполнения теста понадобится:
- лист бумаги,
- карандаш,
- ластик.
Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы:
- Где живет это животное?
- Чем питается?
- Что больше всего любит?
- Чего больше всего боится?
Интерпретация теста «Несуществующее животное»
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша:
- Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
- Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность*; импульсивность.
- Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу) – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.
*Ригидность — это неспособность адаптироваться к новым условиям, идти на компромисс или менять свою систему взглядов и убеждений.
Особенности линий
- Штриховые линии – тревожность как черта личности.
- Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
- Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
- Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
- Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
- Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.
Размер рисунка и его расположение
- Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
- Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
- Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
- Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга. - Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
- Рисунок помещен в углу – депрессия.
Тип животного в методике «Несуществующее животное»
По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.
- 1. Реальное животное. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
- 2. Вымершее животное. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
- 3. Мифологическое животное. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
- 4. Гибрид из реальных животных. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
- 5. Человекообразное животное. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
- 6. Механическое животное. Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
- 7. Фантастическое животное. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.
Составные части животного
Глаза:
- Глаза отсутствуют – астения.
- Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
- Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
- Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
- Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
- Форма глаз искажена – невротическое состояние.
Рот:
- Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
- Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
- Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.
Уши:
- Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
- Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.
Голова:
- Голова, увеличенная в размере – оценка эрудиции своей и окружающих.
- Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
- Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
- Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.
Дополнительные детали на голове:
- Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.
- Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
- Рога – защита, агрессия.
Фигура
- Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
- Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
- Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность.
- Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.
Дополнительные детали и части фигуры:
- Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
- Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
- Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
- Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
- Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.
- Раны, шрамы – невротическое состояние.
- Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
- Узор на шкуре – демонстративность.
- Чешуя, панцирь – потребность в защите.
- Шипы, иглы – защитная агрессия.
Хвост:
- Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.
- Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
- Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
- Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
- Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
- Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
- Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
Ноги:
- Избыточное количество ног – потребность в опоре.
- Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
- Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.
Характер соединения ног с фигурой (корпусом):
- Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.
- Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Описание образа жизни
- Соответствует рисунку – развито логическое мышление.
- Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
- С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.
Место обитания животного:
- За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
- Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.) – чувство одиночества.
- Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.) – потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
- Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.) – невротическое состояние.
Питание:
- Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
- Ест все подряд – импульсивность.
- Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.) – нарушения общения.
- Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.) – невротическое состояние.
- Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.) – невротическая агрессия.
- Питается людьми – негативизм, агрессивность.
Занятия, игры:
- Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
- Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
- Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.) – агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
- Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
- Не любит сидеть без дела – импульсивность.
- Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.
Некоторые особенности описания
- Врагм. Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
- Друзья. Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
- Еда. Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.
- Размножение. Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.
Анализ рисунков к методике «Несуществующее животное»
Важно! По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.
Татьяна, 35 лет
Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей. Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно (рис.3).
Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему – сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, «кричат» о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха – женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота – не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир.
Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного:
Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных – Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.
Это своего рода фантазийное желание – сбежать в края «гламурные» и обрести свободу, питаясь «конфетами и новостями», также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности.
Вадим, 50 лет
Вадим более 25 лет живет с женой, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у него все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру Вадим мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение жены. Обладает большим энергетическим потенциалом.
Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис.4). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение,– ушей, рта,– и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.
Рисунок Вадима сопровождается следующим рассказом:
Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический.
Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании Вадима иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни Вадима, которые он так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ему приходится тратить немало энергии.
Ирина, 54 года
Женщина невысокого роста, с приветливой и милой улыбкой на лице. Имеет два высших образования; второе, медицинское, получила только год назад. Сейчас она не знает, зачем оно ей и не понимает, для чего столько лет училась. При этом твердо уверена, что ее участь состоит в «вечном обучении». Ее жизнь складывается из череды судьбоносных действий и планов, с помощью которых она желает уйти от действительности. На мой взгляд, это своеобразная программа спасения собственной души, как раз тот случай, когда мы говорим: «Помоги себе сам».
Дело в том, что, прожив с мужем 27 лет, Ирина неожиданно узнала о существовании у него второй семьи: будучи в браке с ней, муж параллельно проживал с молодой женщиной и детьми от него. Тем не менее Ирина смогла простить его и продолжать с ним жить. Это был ее выбор, другое дело, почему имела место подобная ситуация. Попробуем разобраться по рисунку (рис.5).
Если посмотреть на это несуществующее животное, то с виду оно как будто довольно симпатично, если бы не искаженная форма головы и «руки-крюки», похожие на птичьи лапки.
Свое несуществующее животное Ирина назвала Михотрон. По-моему, название напоминает какой-то механизм, а рисунок самого животного необычного механического мишку. Скорее всего, жизнь Ирины ей самой напоминает жизнь по инерции, схожую с каким-то механизмом, далеким от мира чувств и любви. Конечности, направленные к телу, свидетельствуют об интровертности, когти – на агрессию, а открытый рот без зубов и языка – на легкость в возникновении опасений и страхов в ее жизни. Радужки глаз, частично зачерненные, только подтверждают наличие страха у автора рисунка.
Вот что рассказывает Ирина о своем Михотроне:
Животное живет в лесу, размножается почкованием [очень странно для животного, не правда ли?]. Любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. Боится резких шумов. Любит играть в прятки.
Рассказ только подтверждает внутренний страх и тревогу Ирины перед будущим, указывает на некоторую нервозность и уход от действительности, но, тем не менее, раскрывает нам вполне реальные желания женщины. Например, ожидание заботы и внимания. Ее животное «любит кашу из желудей, которую варит ему гномик». То, что Михотрон боится резких шумов, говорит об усталости Ирины и возможном нервном истощении. По словам самой Ирины, она от всего устала. А вот то, что ее Михотрон любит играть в прятки, означает, как ни странно, очередную игру Ирины с судьбой: сейчас она оформляет документы в Америку для постоянного проживания там.
Даша, 13 лет
Девочка выглядит спокойной, застенчивой и тихой.
Рисунок (рис.6) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.
Даша так описывает образ жизни этого животного:
Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела. Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится).
В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.

