Семнадцать мгновений весны — интересное о фильме
Военный Микс,  Развлекательный Микс

Семнадцать мгновений весны — интересное о фильме

«Семнадцать мгновений весны» — советский художественный фильм-легенда, подаривший нам национального героя — разведчика Штирлица и целый сонм других популярных персонажей.

Один из самых любимых шпионских сериалов страны был разобран на цитаты, а великолепная музыка Микаэла Таривердиева во вступительных титрах до сих пор пробирает до самого сердца и души.

Премьера этого двенадцатисерийного телефильма состоялась в 1973 году, а снят он режиссером Татьяны Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Военная драма о советском разведчике Максиме Исаеве, внедрённом в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии, снималась с 1971 по 1973 год.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание.

Как он выполнял это задание и с какими трудностями ему пришлось столкнуться, вы можете узнать, посмотрев фильм. Ну а эта страничка посвящена разным интересным материалам, связанным с этим замечательным культовым сериалом

Оригинал

Исполнитель песен. Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось сложно. Были сделаны пробные записи Ободзинским, Мулерманом, Никитским, Барашковым, Толкуновой; Муслиму Магомаеву перед пятым дублем пришла телеграмма с приглашением в Италию. Лиознова пообещала, что вставит песни с его исполнением в кадр, но — забраковала.  В конце концов была выбрана кандидатура Иосифа Кобзона. Однако при встрече с певцом Лиознова сделала совершенно неожиданное для Кобзона заявление: его манера исполнения фильму не подходит, и если он хочет петь, то должен будет использовать другой тембр. Кобзон сначала обиделся на Лиознову, но потом согласился. Знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз – и каждый раз в разном исполнении.
В первоначальных титрах исполнитель песен указан не был, так как титры изготавливались заранее, ещё до того, как Кобзона утвердили.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Историческая основа. Хотя и фильм и роман являются художественными, а не документальными произведениями, основные политические события отражены в них довольно близко к исторической реальности, но их подоплёка существенно изменена. Штирлиц — фигура вымышленная, однако действует он среди реально существующих людей, и показано это в фильме настолько достоверно, что многие зрители твердо были уверенны, что такой разведчик существовал в действительности.

Музыка. Музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым, слова песен — поэтом Робертом Рождественским. Таривердиев и Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию. Но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине». (В своём интервью Татьяна Лиознова это отрицает.) Помимо двух основных песен в разных эпизодах звучат части различных музыкальных произведений других авторов (например, музыка по радио, в кафе и т.д.).

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Награды. В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году — премии КГБ СССР.

Отложенный показ. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Л.И. Брежнева в ФРГ.

Премьера. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Зрители. «Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.
Фильм приобрёл широкую популярность в Советском Союзе сразу во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Технические данные. Фильм снят на чёрно-белую киноплёнку в обычном формате. Состоит из 12 серий средней продолжительностью 65 — 70 минут. В фильме использовано большое количество военной документальной хроники.

Колоризация

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

В 2008 году перед 9 мая на канале НТВ были показаны первые рекламные ролики телесериала в цвете. а к 2009 году сериал был полностью колоризирован.

Работы по приданию цвета длились три года. Художниками выбирались ключевые кадры каждой сцены (всего около 1500 штук), после чего они колористами разрисовывались вручную и служили образцами. В работе участвовали 600 специалистов из разных стран (Россия, США, Республика Корея, Китай, Индия). Параллельно был переработан звук, добавлены звуковые эффекты (немецкие голоса, звук ветра, шум мотора).

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

В фильме использованы фрагменты из кинокартины «Девушка моей мечты». В колоризованной версии они остались чёрно-белыми, хотя на самом деле фильм был цветным.

Купюры. В фильме использовано много документальной хроники — как советской, так и зарубежной. Часть советской хроники, освещающая некоторые политические события, была серьезно обрезана реставраторами. При этом тексты немецкой и американской хроник, представленные в фильме, остались без изменения. Так же были усечены и сглажены некоторые монологи и диалоги разных персонажей, касающиеся церкви, политики, разведкии, размышлений и прочих вещей, которые реставраторы посчитали не интересными или провокационными. Подробно об вырезанных эпизодах вы можете прочитать в Википедии.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Показ. Начиная с 4 мая 2009 года на телеканале «Россия» были показаны цветные серии фильма (по две серии в день) «Семнадцать мгновений весны. Возвращение легенды!».

Реставрация. Были отреставрированы кадры кинохроники и сама художественная лента фильма, которая за 35 лет проката существенно «состарилась». Кроме того, были заменены вставки «Информация к размышлению», начальные и финальные титры, «личные дела» на сотрудников РСХА были пересняты заново. Всё звуковое сопровождение было понижено на полтона.

Сокращение. В процессе колоризации и последующего перемонтажа фильм был существенно урезан за счёт сокращения начальных и финальных титров, а также отдельных сцен, пауз и диалогов, (примерно 25 % хронометража: серии, длящиеся в оригинале около 70 минут, в новой версии длятся по 51 минуте каждая). Также было замечено, что Ефим Копелян читает текст «от автора» несколько быстрее и без своих знаменитых пауз. Радистка на допросе падает в обморок практически мгновенно с последней фразой.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Стоимость. Колоризация каждой минуты фильма обошлась в 3000 долл. США.

«То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.» — так отреагировал Вячеслав Тихонов, сыгравший в фильме главную роль.

О съемках, героях и актерах

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Автомобиль. В романе Юлиана Семёнова штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц перемещается на шикарном Хорьхе. Если даже перечитаете весь роман — не найдете упоминания о том, на какой конкретно модели Хорьха он ездил В любом случае — Хорьх по-определению был элитарной маркой. И для штандартенфюрера (по нашему, примерно, полковника) был слишком крут.
У известного московского коллекционера Александра Ломакова удалось найти «Хорьх-853». Но его машина была нарасхват (снималось много других фильмов), поэтому получить Хорьх не удалось.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

В фильме «17 мгновений весны» Штирлиц ездит на черном Мерседесе. Не договорившись по Хорьху — закупили трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. Для старшего офицера СД эта машина была слишком проста. Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. В 1971 году (когда начали снимать фильм) найти Мерседес подходящей эпохи было уже сложнее, но именно 230-ый был доступнее всего. Видимо, поэтому, на нем остановили свой выбор.

На съемки в ГДР группе пришлось взять почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица. Немецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет. Киношники посмеялись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. Пришлось брать авто напрокат, причем — не одну машину, так как фильм снимался в разных местах.
Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Айсман.  Леонида Куравлёва пробовали на Гитлера . У актёра были довольно успешные фотопробы и он уже репетировал роль. Но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против», — рассказывал он.

Тогда Лиознова решила доверить ему роль обер-штурмбаннфюрера СС Курта Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для «смелости». Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. «У тебя остался один глаз. Играть ты должен, прожигая им своего партнера», — повторяла Лиознова.

Актеры. В фильме Лиозновой нет случайных актёров – во время кастинга она сразу решила, что будет работать только с известными и зарекомендовавшими себя актёрами.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Андропов. Со слов режиссера: «Андропов просил изменить в фильме лишь две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии.
Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата.
Первое пожелание мы выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, вспомнила, что у меня есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Мы ловко вмонтировали эту сцену в уже готовую серию.»

Берн. Сцена, где профессор Плейшнер, приехав в Берн по поручению Штирлица установить связь, идёт на конспиративную квартиру, затем, закуривает сигарету у парапета с видом на черепичные крыши, снимались в саксонском городе Майсене. Съёмки проходили на улице Шлоссбрюкке. В начале 11-й серии Берн представлен ратушей (городской совет) Майсена на Торговой площади (Markt). По этим же местам проходит и Штирлиц, когда приезжает в пансионат «Вирджиния» к Плейшнеру, но уже не застает его в живых.

Борман. Попытался отказаться от роли Бормана и Юрий Визбор, но затем передумал. Чтобы создать мрачный лик фашистского бонзы, актеру вставили тампоны в нос, а мундир прокладывали поролоном, чтобы придать внушительный объем. Так как голос у Визбора был мягким и нежным, в фильме его пришлось озвучивать другому актеру — Соловьеву из Театра киноактера.
«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», — вспоминал о съемках Юрий Визбор.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Возраст героев. В фильме Мюллер лет на десять старше Штирлица. В действительности же, как актёры Тихонов и Броневой, так и их герои Штирлиц и Мюллер — ровесники (первые — 1928 года рождения, вторые — 1900 года). Актёрам на момент выхода фильма на экраны (1973 год), как и их персонажам в 1945 году, было по 45 лет.

Воины СС. Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС – евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Встреча с женой.Одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма «Семнадцать мгновений весны» конечно же является встреча Штирлица с женой в кафе «Elefant». Интересно, что этой сцены изначально не было ни в книге, ни в сценарии. О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами — тайком, провожая взглядом, издалека, — ему рассказал знакомый, под одной из версий — легендарный советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый.
Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Габи. Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Хотя, к слову, ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, для которых ее героиня стала воплощением безусловной и преданной любви, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

География. Очень интересна география съёмок. Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

Гитлер. Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Государственная премия. После выхода фильма «17 мгновений весны» все его создатели (режиссёр, оператор, основные актёры и т. п.) получили Государственную премию РСФСР. Единственный, кого не было в списках награждённых, оказался Юлиан Семёнов. Писатель впал в глубокую депрессию.

День рождения Штирлица. Юлиан Семёнов «поделился» с Максимом Исаевым (Штирлицем) своим днём рождения: и автор, и его герой родились 8 октября (Штирлиц — в 1900 году, Семёнов — в 1931).

Дети. Изначально в телефильме вместо младенцев собирались снимать кукол, но от этой идеи отказались, так как их статичность слишком заметна. Поэтому дети в кадре настоящие. Вот только роль ребёнка радистки Кэт играл не один младенец, а шесть. Почему? Да причины просты — выдержать полный съемочный день малышам было просто не под силу. Снимать их можно было не больше двух часов в день с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления. А кроме того, фильм снимался очень долго, а малыши очень быстро растут.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Дом. Дом Штирлица находился в фешенебельном районе Берлина — Панкове. Для съемок выбрали дом, принадлежавший популярному исполнителю коммунистических песен Эрнсту Бушу, который любезно предоставил его на время съемок.

Другая жизнь персонажей. Некоторые персонажи фильма и книги (Исаев, Холтофф, Айсман, Рунге) перекочевали в другой фильм об Исаеве-Штирлице — «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (по роману Юлиана Семёнова «Бомба для председателя»), снятый А. Бобровским в 1976 году. При этом в обеих экранизациях два актёра играли одинаковых персонажей: Григорий Лямпе — роль физика Рунге, Михаил Жарковский — роль Эрнста Кальтенбрунера. Евгений Кузнецов, исполняющий роль группенфюрера СС Крюгера, играл ту же роль в фильме «Майор Вихрь».

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Жена. Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Закадровый текст. Нельзя не вспомнить блистательного Ефима Копеляна, который читает закадровый текст. Ему в фильме тоже предполагалась роль. Однако так получилось, что места в актерском коллективе не нашлось и Лиознова предложила ему стать «голосом за кадром». Режиссер вспоминает: «Я позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

Заказчик. Заказчиком фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.

Импровизация. Некоторые сцены в «17 мгновениях весны» были абсолютной импровизацией. Так, когда Штирлиц загонял свой «Мерседес-Бенс» во двор коттеджа, к нему подбежала дворняжка, которую хозяин отпустил с поводка. Камеры продолжали работать. Импровизируя, Тихонов сказал «Чей же ты, дурашка?», а пес просто подошел и положил морду в руки актеру.

Клаус. Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, решил пошутить — не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Конспиративная радиоквартира. Здание, в котором находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, — известный своей архитектурой в стиле «модерн» дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Консультанты. В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С.К.Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта — Колх — псевдоним Георгия Пипии.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Костюмы. Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Легенда. Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер — А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Ляпы. По пути к границе Штирлиц слушает песни Эдит Пиаф, которые будут написаны только в 60-е годы, а в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР», с замазанным чернилами гербом.

Молотов. Телевизионное начальство насмерть стояло, чтобы в картине не появился Молотов, вероятно потому, что он был еще жив. В итоге важную для развития сюжета мизансцену вручения ноты советского правительства английскому послу пришлось снимать в урезанном виде, показывая Молотова со спины.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Мюллер. На роль Мюллера было несколько кандидатур, к примеру, Всеволод Санаев. Но он от роли категорически отказался, заявив: «Я являюсь секретарем партийной организации «Мосфильма», поэтому фашиста играть не буду!». Леонида Броневого же в фильме «17 мгновений весны» пробовали на роль Гитлера. Однако воспротивилась жена Леонида Сергеевича, да и у него самого не было желания играть этот персонаж. Лиознову тоже эти пробы не убедили. И тогда и была предложена роль Мюллера
Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли. Характерное движение головой, которое появляется у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съемочной площадке: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.

Народные артисты. Режиссёру Татьяне Лиозновой удалось привлечь к съёмкам целый ряд ведущих советских актёров. По количеству актёров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Немая сцена. Очень интересна в фильме сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных. Если вы помните, она немая, под закадровый текст. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.

Немецкий вариант. В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Меллис — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.

Немецкое кино. Как минимум в трёх эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года «Мост».

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

«Освобождение». Эпизод с переговорами Вольфа и Даллеса запечатлён также в киноэпопее «Освобождение». Однако здесь обергруппенфюрер отправляется в Берн по приказу Гитлера. Встреча происходит на открытом воздухе, где её и фотографирует советский агент.

Отсылка. В романе «ТАСС уполномочен заявить» из цикла о Дмитрии Степанове упоминается актёр Леонид Броневой как исполнитель роли Мюллера, тем самым Семёнов упоминает экранизацию собственного произведения «Семнадцать мгновений весны».

Письма. После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма.

Повторный показ. Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Продолжение. В 1984 году на радио «Маяк» была создана многосерийная радиопостановка «Приказано выжить» по одноимённому роману. Режиссёр — Эмиль Верник; автор инсценировки — Сергей Карлов. Постановка была задумана как радиопродолжение знаменитого телефильма «17 мгновений весны»: в ней звучала та же, что и в фильме, музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли исполняли те же актёры: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг). Текст от автора читал Михаил Глузский. Спектакль состоял из 12 частей.

Радистка. Прототипом радистки Кэт стала разведчик Анна Филоненко (в девичестве Камаева), с которой Татьяну Лиознову познакомили специально. Вместе с мужем Михаилом Анна много лет проработала в Латинской Америке, в том числе и в странах с фашистским режимом. Трое детей Филоненко, из которых двое родилось во время командировки супругов, лишь по возвращении семьи в Москву узнали, что они советские и русские. Анне, когда она рожала в командировке, удалось кричать не по-русски.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Реалистичность. Зрители поверили в экранных героев, им понравилась выбранная интонация фильма. Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, съмочной группе пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники — нашей и немецкой. Иной раз от увиденного некоторым становилось дурно, — выбегали из зала, чтобы не упасть в обморок. Но все равно режиссер заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.

Ресторан. Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой (сыграна Инной Ульяновой), снимался в московском кафе «Лира». Сейчас в этом помещении размещается первый в СССР и крупнейший в Европе «Макдоналдс».

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Руки. В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий – не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.

 «Секретная миссия». Сюжет советского фильма «Секретная миссия» (1950, режиссёр М. Ромм) построен на тех же событиях — разоблачение советской разведкой сепаратных переговоров Гиммлера с англичанами и американцами. Советским резидентом в этом фильме была женщина, в финале она погибает. Фамилия сценариста фильма «Секретная миссия» — Исаев.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Сын. Планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне.
Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не «заметит» женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой . Прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Сценарий. Ещё до того, как Лиознова решила снимать фильм «17 мгновений весны», Юлиан Семёнов продал сценарий на Ленфильм. Но Татьяна Михайловна была настолько убедительна в желании сделать эту экранизацию, что Семёнов вернул деньги Ленфильму, забрал сценарий и передал его студии им. Горького для постановки Лиозновой. Когда Лиознова прочитала сценарий, который Юлиан Семенович вернул из Ленинграда, она была в шоке. В книге было много того, что ей импонировало, а в сценарии все совсем не то – на каждой странице по пять трупов. В общем, Семенов отписался и спокойно уехал в Болгарию охотиться на кабанов, поэтому Лиозновой ничего не оставалось, как засесть за работу – писать одновременно литературный и режиссерский сценарии. «Катастрофа! – вспоминает Татьяна Михайловна. – Я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же, я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его»

Таблица умножения.Многие замечают, что Тихонову очень удачно удалось перенести на экран мысли Штирлица, когда их озвучка шла закадровым текстом. На вопрос Юлиана Семёнова, «Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, что ты думаешь на экране», Вячеслав Тихонов ответил: «Всё очень просто — я прокручиваю в голове всю таблицу умножения»

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Таривердиев. Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев. Однако мало кто знает, что первоначально он отказался работать над фильмом. До этого он уже писал музыку к шпионскому фильму Вениамина Дормана «Ошибка резидента», и эта работа его не удовлетворила. В 1967 году он отказался от еще одного предложения поработать в кино про разведчиков — написать музыку к картине Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (о чем он позднее сильно сожалел). Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Но прочитав сценари1, он тут же изменил свое мнение — вдруг понял, что фильм хотя и будет рассказывать про разведчиков, но совсем иначе. В процессе работы над музыкой Таривердиев написал несколько песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского.

После успеха музыки Микаэла Таривердиева в Союзе композиторов появляется международная телеграмма «Поздравляю успехом своей музыки вашем фильме. Франсис Ле», после которой Таривердиева обвиняют в плагиате, его песни вытесняются из эфира. Позже Франсис Ле сообщит, что не предъявлял никаких претензий, телеграмма оказалась фальшивкой.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Трактир. Виды с улицы на трактир «Грубый Готлиб» снимались у известного берлинского ресторана «У последней инстанции», расположенного недалеко от Александерплац. Это заведение под своим подлинным именем упоминается в «Майоре Вихре».

Тюрьма. Сцены тюрьмы в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Украинский дубляж. Украинский телеканал ТВi в период с 9 по 11 мая 2008 года транслировал дублированную на украинский язык версию телесериала. Дубляж был сделан на киевской студии «З ранку до ночi», разрешение на него было получено в Москве. Стоимость дубляжа всех двенадцати серий составила 216 тысяч гривен. Песня «Мгновения, мгновения» не была переведена на украинский язык.

Фашист.  Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Фидель Кастро. Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

Фольклор. После выхода фильма появилось множество анекдотов с участием героев фильма «Семнадцать мгновений весны».

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Фрау Заурих. В романе нет фрау Заурих. Её придумала Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить» образ Штирлица. Лиознова сначала приглашала на эту роль Фаину Раневскую, но та, просмотрев наброски сочинённых для неё Ю. Семеновым сцен, наотрез отказалась. В итоге фрау Заурих сыграла Э. Мильтон, а эпизоды с ней пришлось сочинять режиссёру, порой импровизируя перед камерой. Лиознова вспоминала об этой работе с Эмилией Мильтон: «…мне так жалко было её отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч»

Цветочная улица. В Берне нет Блюменштрассе (Цветочной улицы). Табличка с названием улицы Blümenstraße (7-я серия) написана некорректно: в швейцарском варианте написания не используется буква ß (эсцет), то есть улица должна быть написана как Blümenstrasse. Съёмки происходили в Старой Риге, на Яуниела («Новая улица»), нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна. Некорректность в написании «Blumenstrasse» продолжается в использовании умлаута «ü», вместо обычной гласной «u». В риге снимались так же и некоторые другие эпизоды фильма.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Шелленберг. Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».

Шпаргалки. Николай Гриценко, игравший роль беседующего со Штирлицем генерала в вагоне, на момент съёмок имел проблемы с памятью и не мог полностью запомнить текст своей роли. Сцена диалога в вагоне была снята как поочерёдная съёмка крупных планов Штирлица и генерала. Когда Гриценко снимали крупным планом, он произносил текст, читая его с размещённых позади съёмочной камеры транспарантов — «шпаргалок». Поэтому в эпизоде Штирлиц и генерал редко запечатлены в кадре одновременно, и в эти моменты генерал почти ничего не произносит.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Штирлиц. Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Эмоции. Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека.

Эффект присутствия. В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.

Историческая точность

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Фильм содержит различные ошибки, несогласованности и анахронизмы в изображении Третьего рейха. В том числе в тех моментах, которые являются экскурсами в историю.

Журналист-историк Константин Залесский полагает, что тот образ нацистской Германии, который создан в сериале, скорее больше похож на СССР сталинского времени. По его мнению, «это миф, такого Третьего рейха, который показан в этом фильме, его не существовало… То есть весь дух, все взаимоотношения между персонажами, они ничего не имеют общего с реальностью. Третий рейх был другой. Он был, скажем так, не хуже, не лучше, он был просто другой. А здесь, ещё раз повторюсь, больше это похоже на нас»[. Написанная им книга, посвящённая разбору всевозможных ляпов в фильме, называется «Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха» (М.: Вече, 2006).

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Намеренные искажения. Некоторые несоответствия не являются ошибками, а представляют собой намеренное отступления от исторических данных. Самый очевидный пример такого отклонения от истории — неправильное указание образования лидеров Третьего рейха. В фильме утверждается, что большинство из них имели среднее образование, а не высшее, как было в действительности. Исключение составляет Мартин Борман, который имел среднее образование, но в фильме его образование называется неоконченным средним. Такие изменения объясняются стремлением избежать нежелательного контраста лидеров рейха с теми лидерами СССР времен ВОВ, которые не получили высшего образования. Кроме того, лидеры нацистской Германии, показанные в фильме, несколько старше своих лет. Генрих Мюллер говорит в фильме, что к 1965 году ему будет под восемьдесят, хотя он родился в 1900 году. Мюллер добавляет, что «70 лет — возраст расцвета политика». Это гармонировало с положением дел в СССР на момент выхода фильма на экраны — советские руководители имели преклонный возраст и уходить в отставку не планировали.

Пограничники.В 7-й и 11-й сериях можно видеть, что германскую границу охраняют солдаты вермахта, то есть регулярной армии. Это соответствует реалиям СССР, но не рейха. В нацистской Германии охрану границы осуществляла пограничная полиция.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Полномочия. В «Семнадцати мгновениях» спецслужбы рейха имеют больше полномочий, чем они имели в действительности. Гестапо не имело полномочий, чтобы арестовать шофера Мартина Бормана, который должен был принадлежать к Имперской службе безопасности. Также Мартин Борман не мог санкционировать гестапо уничтожение своих коллег в Партийной канцелярии, поскольку вмешательство гестапо в дела партийных органов было запрещено. Сам Борман строго следил, чтобы никто не вмешивался в работу возглавляемой им Партийной канцелярии. Недостоверным является и эпизод из 4-й серии, в котором Вальтер Шелленберг приказывает расстрелять троих адъютантов. Шелленберг не имел на это полномочий и сама практика не характерна для Третьего рейха. Подобное использование репрессивных методов в отношении работников спецслужб в большей мере типично для советской системы.

СС. Одна из героинь фильма — Барбара Крайн — имеет звание унтершарфюрера СС. В действительности женщины в рейхе не могли быть офицерами или членами СС, поскольку СС являлся элитным подразделением расово идеальных мужчин.

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Тюремная практика. В ряде случаев особенности советской системы неправильно переносились на Третий рейх. В первой серии начальник тюрьмы говорит, что следователь предписал посадить пастора Шлага в одну камеру с уголовниками. Такая форма давления на политических заключенных практиковалась в СССР, но не в Германии, где уголовники и политические заключенные помещались в разные тюрьмы.

Черная форма. Одно из наиболее очевидных несоответствий в фильме — постоянное использование нацистами черной формы с красной повязкой. Действия фильма происходят в феврале-марте 1945 года, однако черная форма была выведена из использования в 1938—1939 годах.

Штандартенфюрер. Звание Штирлица — штандартенфюрер — слишком высокое для офицера, который не занимает руководящей должности. Подобные звания в Третьем рейхе присваивались строго тем, кто в центральном аппарате имел руководящий пост.

Книги Ю. Семенова о Штирлице

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Всеволод Владимирович Владимиров, которому суждено было прославиться под псевдонимами Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц, впервые был представлен читателям на страницах вышедшей в 1963 году книги «Пароль не нужен».

Однако создавая жизнеописание своего самого знаменитого героя, Семенов не особо придерживался хронологии событий: мог рассказать в одном романе о Великой Отечественной, а в следующем вернуться к молодым годам Исаева и поведать, чем гениальный разведчик занимался в гражданскую войну. Поэтому желающим знакомиться с приключениями Штирлица в хронологическом порядке читать следует в такой последовательности:

  • 1970. «Бриллианты для диктатуры пролетариата»(1921)
  • 1963. «Пароль не нужен» (1921—1922)
  • 1972. «Нежность» (1927)
  • 1973. «Испанский вариант» (1938)
  • 1973. «Альтернатива» (1941)
  • 1974. «Третья карта» (1941)
  • 1964—1965. «Майор Вихрь» (1944—1945)
  • 1968. «Семнадцать мгновений весны» (1945)
  • 1982. «Приказано выжить» (1945)
  • 1984. «Экспансия I» (1946)
  • 1985. «Экспансия II» (1946—1947)
  • 1986. «Экспансия III» (1947)
  • 1988. «Отчаяние» (1947—1953)
  • 1970. «Бомба для председателя» (1967)

Семнадцать мгновений весны - интересное о фильме

Источник