Географические игры и конкурсы для детей
Детский Микс,  Развлекательный Микс,  Школьный Микс

Географические игры и конкурсы для детей

География — важный предмет, дающий множество знаний об окружающем мире, однако не всем школьникам он по душе.

С одной стороны интересно узнать о природе, животном мире и жителях далеких стран, с другой — все эти плотности населения, размеры гор, рек, материков, климатические зоны — скукотища! Какая разница, как называются облака, висящие над головой, если они закрыли солнышко! Кому доводилось раскрашивать контурные карты или заполнять дневник наблюдений прямо перед уроком, чтобы учитель не влепил двойку, наверняка не раз испытывал чувство ненависти к соответствующему предмету.

Но географию можно сделать гораздо интереснее, если подачу материала время от времени облачать в игровую форму. Да и развлекательные мероприятия для малышей и школьников тоже могут иметь географическую направленность, пробуждая у детей сначала интерес, а потом и любовь к этой науке.

Одно из главнейших условий при подготовке игр и конкурсов — красивый и качественный реквизит, вместо обычных убогих карточек (хотя и без них иногда не обойтись). Качественный — не в смысле «дорогой», купленный невесть где. Нет, весь реквизит можно изготовить самостоятельно, воспользовавшись графическим редактором и картинками из интернета. Просто сделайте его аккуратным, привлекательным, интересным. Распечатайте на картоне, особенно, если планируете использовать много раз. Что-то можно даже заламинировать или обработать другим способом. Это важно, потому что сегодня люди привыкли не столько слушать и читать, сколько видеть. Поколения исключительно «книжников» и «радиослушателей» остались в прошлом, ведь технологии не стоят на месте. В общем, позаботьтесь, чтобы дети получили все и сразу, тогда и вы не останетесь разочарованы.

Еще несколько слов о фишках и наградах за выполнение заданий. Не занимайтесь ерундой, ставя командам или игрокам галочки в табличку либо подсчитывая баллы. Приготовьте бонусные фишки, которые предстоит зарабатывать детям за правильные ответы. Их оформление может быть связано с конкретной темой мероприятия. Например, если вы делаете акцент на погоде, то фишки можно изготовить в виде солнышка, дюжевых капель, снежинок. Если речь идет о животном и растительном мире — в виде цветочков, листочков, букашек, звериных мордочек. В случае с экономической географией — монетки; гуляете по странам и континентам — смайлики или мордашки, рюкзак путешественника, самолетик. Говорите о полезных ископаемых — фишки в виде камней или геологического инструмента и т.д. Это вроде мелочь, но она делает игру не похожей на другие и лучше запоминается ребятам. Так же после подведения итогов вы можете оставить детям заработанные фишки на память.

В КВН или другой командной игре можно использовать несколько видов фишек, присвоив каждой статус. Например, солнце — высший балл, дождевая капля — средний, снежинка — низший. После каждого конкурса фишки получают все команды согласно своим успехам. А в конце игры вы можете предложить с помощью заработанных фишек определить погоду в команде: насколько у них солнечно, дождливо, или их знания замело снегом и в будущем придется немало потрудиться, чтобы их «откопать».

Неплохой вариант — использовать вместо бонусных фишек конфеты или шоколадные медальки. Это отличный стимул, особенно для дошколят и младших школьников. Просто ставим для каждой команды пустую вазочку и складываем в нее выигранные конфеты. И не поленитесь найти конфеты с наиболее подходящим к теме вашего развлечения названием!

Ну а теперь переходим непосредственно к играм и конкурсам.

Конкурсы «Гидрометцентр»

Игры и конкурсы этой серии позволят детям быстро запомнить значки, обозначающие погоду, научиться читать прогноз погоды по значкам в интернете, сопоставлять погоду в разных регионах страны и мира. А попутно запоминать названия стран и городов. Игры можно проводить под мелодию, ассоциирующуюся с телепрогнозом погоды.

Игра «Метеорологи»

Реквизит:

  • Карта России или мира (по вашему выбору) — большая, висит на доске — по 1 для каждой команды.
  • Символы погоды, применяемые в телепрогнозах — по набору для каждой команды. Количество каждого типа и общее — на ваше усмотрение.
  • Булавки или магниты для крепления символов.

Ведущий предлагает командам распределить значки на карте и составить и зачитать метеосводку. Можно дать какие-то минимальные вводные данные, например — время года, надвигающийся откуда-нибудь циклон и т.п. А можно отдать инициативу детям — пусть сами решат, какое это время года и почему погода в разных регионах именно такая.

В этом конкурсе дети смогут задействовать свои знания о природе и климате страны (или мира), а так же проявить фантазию. Попросите их не просто прочитать свою метеосводку, но и прокомментировать, дать советы жителям регионов и т.п.

Игра «Метеоэксперт»

Реквизит:

  • Картинки, видео или литературные описания погодных условий — по вашему выбору. Одинаковое число для каждой команды.
  • Символы погоды — полный набор знаков для каждой команды.

Команда изучает картинку (смотрит видео, слушает текст) затем выбирает символы, максимально отвечающие описанной погоде. Далее одному из членов команды нужно убедительно обосновать выбор символов и доказать, что именно такая погода изображена в исходнике.

Баллы за конкурс можно выставлять по нескольким параметрам: грамотный подбор символов, убедительный рассказ (даже если судьи с символами не согласны), интересный подход к материалу и т.п.

Для исходников можно брать отрывки из мультфильмов, стихов, песен. Чем менее очевидна погода, тем больше придется детям придумывать и импровизировать. Согласитесь, очень сложно обосновать температуру за бортом мультяшного кораблика, ведь просто «тепло» или «холодно» тут не подойдет. Как минимум — нужно опереться на регион и время года. Не бойтесь использовать и фантастические сюжеты — дайте шанс детской фантазии.

Игра «Невероятная метеорология»

Реквизит:

  • Карта России или мира (по вашему выбору) — большая, висит на доске — по 1 для каждой команды.
  • Символы погоды, применяемые в телепрогнозах — по набору для каждой команды. Количество каждого типа и общее — на ваше усмотрение.
  • Булавки или магниты для крепления символов.

Суть игры почти та же, что и в игре «Метеорологи», однако команды заполняют карту не для себя, а для соперников. И тут уж возможны всяческие подставы в виде метели в Африке или дождя на Северном полюсе(правда, детям об этом сообщать не стоит, они и так догадаются).

После заполнения команды меняются картами и составляют по полученным данным метеосводки. Далее они выбирают двух «Дикторов фейковых новостей», которые зачитывают сводку, с юмором комментируют невероятную погоду, делают предположения и прогнозы, с чем же все это связано.

Баллы можно начислять по нескольким параметрам — как за составление карты, так и за удачное ее обоснование. А еще за лучшие фейковые новости, артистизм, юмор.

Этот конкурс подойдет для детей постарше и даст им возможность показать не только свои знания, но и таланты.

Игра «Погода за окном» для всех

  • Реквизит: Символы погоды — полный набор знаков в конверте для каждого участника.

Воспитатель или учителя раздает детям конверты, затем просит ребят посмотреть в окошко и с помощью символов описать текущую погоду (либо вспомнить, какая была погода, когда они шли в садик / школу).

Детям дается несколько минут на выполнение задания, затем воспитатель проверяет результат и опрашивает детей, почему именно эти значки они выбрали. Особое внимание уделяется ошибкам, после обоснования ребенком выбранного значка, воспитатель объясняет в чем неточность.

Если дети уже хорошо распознают значки, можно заменить раскладку рисованием. Но с красивыми карточками играть интереснее.

Игра «Прогноз погоды» командная

Реквизит:

  • Магнитная доска — для каждой команды.
  • Символы погоды — полный набор знаков для каждой команды. Разложены на столике возле доски.

Ведущий медленно читает прогноз погоды на определенный день. Игроки по очереди подбегают к доске и выставляют соответствующие знаки. 1 игрок — 1 знак. Смена ошибочного знака не допускается.

Побеждает команда, не допустившая ошибок.

Игра «Сводка погоды»

Реквизит:

  • Карточки с названием городов и прогнозом погоды на день — для всех участников. Все карточки разные, хотя частично символы будут совпадать.
  • Прогноз погоды, совпадающий с одной, несколькими или всеми карточками (зависит от количества участников и конечной целью игры).

Ведущий предлагает участникам выбрать карточки, затем читает прогноз, не называя городов.

Участники сопоставляют прогноз со значками на своих карточках и называют город в случае совпадения. В случае ошибки участник выбывает из игры. В случае совпадения — получает бонусную фишку. Если участник проворонил свой прогноз (уже начали читать следующий), то фишку он не получает.

Выигрывает команда, собравшая больше фишек.

Чтобы запутать детей, прогнозов можно подготовить больше, чем карточек.

Если хотите добавить больше обучения, по подготовьте карточки с городами в разных регионах России, либо с городами мира и возьмите реальный прогноз погоды за определенный день. После завершения игры укажите детям на разницу погодных условий в разных регионах страны или мира и расскажите, с чем это связано.

Конкурсы «По городам и странам»

Конкурсы и игры из этой серии помогут детям запомнить где находится та или иная страна, много ли в ней жителей, кто с кем граничит и т.д. Так же можно вспомнить о национальных особенностях жителей разных стран, достопримечательностях и многом другом.

Игра «Квадратный мир»

Реквизит:

  • Лист бумаги, карандаш, линейка, калькулятор, ножницы — для каждого игрока.
  • Карточки с названием стран, их площадью и протяженностью границ (карточки могут быть со множеством данных о стране, но в этом конкурсе требуется только площадь и протяженность сухопутных границ) — по 1 стране для каждого игрока. Можно использовать страны одного континента, либо разных — зависит от вашего желания или цели занятия.
  • Большая карта мира или континента, на основе которого вы выстраиваете игру. Хорошо, если на ней можно рисовать. Либо приготовьте метки для обозначения государственных границ.

Ведущий:
Ребята, сегодня вам предстоит побыть в роли правителей разных стран (раздает карточки). У правителя много забот, вы знаете каких? (ответы детей). Правильно. Одна из главных проблем любого государства — охрана его границ. И чем больше их протяженность, тем больше проблем может возникнуть. И вот, правители (то есть вы), договорились выравнять границы своих территорий, чтобы уменьшить их протяженность. Вы знаете, что такие прямые и ровные границы кое-где уже существуют. Кто знает, с чем это связано? (ответы детей).

Так вот, в вашем новом мире все границы будут не историческими, а искусственными. А государства примут форму правильного квадрата. Но вы не можете просто нарисовать на карте произвольные квадратики — они должны максимально соответствовать площади ваших фактических территорий. Как это сделать? (ответы детей)

Итак, у вас на карточках указана реальная площадь государства. Рассчитайте длину стороны квадрата и общую протяженность ваших будущих границ. Считайте внимательно, ведь если в результате передела площадь страны уменьшится, вы потеряете часть территорий и возмущенные граждане страны вас свергнут. Если же напротив, захватите лишнее, то соседнее государство посчитает это незаконным захватом и объявит вам войну.

Дети производят математические расчеты и узнают, какой величины квадрат займет территория того или иного государства.

Ведущий:
Рассчитали? Молодцы! А теперь сравните протяженность реальных границ с вашими будущими границами. У кого они уменьшились, а кого увеличились? (ответы детей). Да, в данных с карточек не учтены морские границы, из-за этого вы, господа правители морских держав, не уверены в том, что останетесь в выигрыше. Но реальность может преподнести всем еще кое-какие сюрпризы… Чтобы узнать о своих потерях и приобретениях, нам нужно обратиться к карте и посмотреть, где какие границы пройдут.

Для этого вам нужно вырезать из бумаги квадратик, соответствующий вашим расчетам в масштабе нашей карты (сообщает масштаб).

Дети пересчитывают свои цифры в соответствии с предложенным масштабом, затем вырезают из бумаги квадрат соответствующего размера.

Ведущий:
Теперь вы по очереди будете подходить к карте и размечать новые границы своих государств. Так же вам нужно дать оценку: что государство выиграло от изменения границ, а что потеряло, и как это скажется на жизни струнны целом.

Участники по очереди прикладывают свой квадрат к карте, стараясь максимально совместить его с соответствующим государством и размечают новую границу. Ведущий при этом должен проверить, верно ли рассчитана площадь квадрата (можно обыграть ошибки, если таковые найдутся).

Далее, опираясь на карту, дети дают оценку потерь и приобретений. Вы можете использовать разные виды карт в зависимости от того, на чем хотите сделать акцент. В поле зрения «правителя» могут попасть города, реки, озера, полезные ископаемые, ареалы обитания разных животных, курортные зоны, мировые достопримечательности, электростанции и предприятия и т.д.

Так же неплохо в самом начале новой разметки определить исходную точку — первое государство. Остальные будут двигаться от него в розные стороны, максимально используя линии соприкосновения. Так как квадраты разного размера, в процессе разметки возникнем масса проблем и «спорных территорий», а государства, оказавшиеся с краю могут вообще лишиться очень многого. Эти нюансы можно акцентировать во время игры и еще раз напомнить в завершение.

Ведущий:
Итак, мы с вами нарисовали новую карту с более «правильными». Вы как правители, довольны результатом? (ответы детей) Сегодня вы на собственном опыте убедились, как непросто быть правителем, как из-за, казалось бы, маленького сдвига государственной границы могут возникнуть большие проблемы или даже войны. Потеря реки может лишить ваших жителей воды, а потеря месторождения полезных ископаемых оставить без сырья многие предприятия. Подумайте, что происходит, когда часть вашей железной дороги вдруг оказалась на территории соседнего государства. Если ваш сосед настроен дружелюбно, вы отделаетесь платой за ее использование, а если он вдруг объявляет вас врагом?

Сегодня вы узнали, что попытки улучшить или упростить мир, далеко не всегда являются благом, а иногда ведут к абсолютно противоположному результату. А правителю, прежде чем принять какое-либо решение, нужно очень тщательно взвесить все «за» и «против», учесть множество рисков, просчитать последствия своих решений. А еще быть умным, элементарно грамотным, не поддаваться эмоциям и провокациям, как… (приводит примеры из текущей игры, когда кто-то допускал ошибки или конфликтовал с другими игроками).

Тексты ведущего написаны приблизительно, поэтому вы можете адаптировать их под свою группу игроков, добавить больше информации, пафоса или патриотизма (особенно в заключительных словах), юмора, терминологии и т.п.

Чтобы сократить время игры, ее можно разделить на две части — в конце урока раздать детям карточки со странами и дать задание сделать основную работу дома: произвести расчеты, подготовить квадрат соответствующего размера. При этом можно не давать цифры — пусть сами найдут нужную информацию, а заодно поближе познакомятся с особенностями выбранной страны. Это поможет им лучше сориентироваться, когда дело дойдет до карты и новых границ.

Вторую часть можно начать на следующем занятии с проверки квадратиков. Кто задание не выполнил — может это быстренько сделать, либо его страна остается на карте незадействованной и наверняка теряет часть территорий. Этот момент ведущий может обыграть отличным образом, пояснив детям, что происходит, когда правитель халатно относится к своим обязанностям.

Игра «Мировые пазлы»

Реквизит:

  • Пазлы — карта с контурами государств, разрезанная по границам. Государства могут различаться по цвету, но никаких надписей на них быть не должно. Но их можно пронумеровать в произвольном порядке. По 1 комплекту на команду.
  • Карта с контурами государств того же формата не разрезанная (для детей помладше) — по 1 на команду.
  • Список государств с соответствующими номерами — у ведущего (для контроля)

Чтобы усложнить задание, вы можете проставить номера с обеих сторон, сделав пазлы двусторонними.

Для старших детей пазлы можно вообще не нумеровать, сделав обе стороны одинаковыми, либо разбросать номера так, чтобы было непонятно как должен быть расположен пазл относительно сторон света.

Конкурс командный. Ведущий вручает команде комплект пазлов и предлагает собрать карту. Необязательно использовать сразу весь комплект — можно выбрать, например, только Африку или Южную Америку. В этом случае предварительно отсортируйте нужное и не давайте детям лишние детали.

Дети помладше могут собирать континенты по контурным картам, а старшие, уже хорошо знакомые с географией — произвольно.

Выигрывает команда, которая соберет карту первой и без ошибок.

Этот конкурс поможет детям запомнить очертания государств и их расположение на карте мира. Вообще подобные магнитные пазлы неплохо иметь в классе (группе), чтобы дети могли развлекаться и упражняться одновременно.

Яра Рута, специально для сайта https://prazdnichnymir.ru/

Источник