
Логопедические стихи для детей и взрослых!
Эти забавные стихи придумала замечательная детская писательница Ирина Асеева.
К стихам прилагаются упражнения, которые дети будут выполнять с гораздо большим удовольствием, выучив стихи наизусть. Конечно, подобные занятия не заменят работы с логопедом, но зато здорово помогут малышам в развитии речи.
А теперь — смотри, смотри…
А теперь — смотри, смотри —
Мы с тобой — богатыри:
Рухнул старый-старый дом —
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение «грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка )
Бублик
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
(Упражнение «бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5)
Бурундук
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки —
Щечка стала, словно мяч!
— Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
— Ничего за щечкой нет —
Видишь, тонкая какая.
— Видим — круглая другая.
Ты в секрете не держи —
Что за щечкой? Покажи!
— И за этой пусто тоже! —
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает:
— Вот:
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
— Не тревожься и не злись!
На морковку — угостись!
Мы пойдем — нас ждет медвежка…
— Эй, ребята! Там — орешки.
(Упражнение «перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )
В зоопарке жарко-жарко…
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! —
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает — /упражнение 1
Воду до-о-олго набирает.
Хобот — вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
— Дождь! — ах, как же зебра рада!
(Упражнения:
1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
2)вытянуть губы вперед трубочкой и дуть)
Ветер в трубочку свернул…
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка — дыханье Ветра —
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер — старший брат —
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики —
Белые журавлики —
Снова за леса плывут —
С моря дождики везут.
(Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем)
Вкусное варенье
У меня сегодня — чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
А потом «спасибо» бабушке скажу.
(Упражнения
1) «вкусное варенье»: облизать верхнюю губу справа налево, затем — слева направо;
2) облизывать губы по кругу)
Во дворе стоят качели…
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
— Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох: качели косолапый
Останавливает лапой:
— Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
(Упражнение «качели»: язык движется вверх-вниз)
Вот — забор…
Вот — забор,
а в нем — дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут —
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот — Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке — молоко.
Пролезают: «ох!» да «ах!»
…А калитка — в двух шагах!
(Чередование упражнений: 1) «бублик» и 2)»заборчик»)
Губки
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
(Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу).
Гусь поспорил с индюком…
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: «Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!»
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись «Ш-ш-ш!»
И бегут на край села
Уточки от «Бл-бл-бла!».
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
(Упражнения:
«гусь» — шипим: дуем на язык, подняв его к небу;
«индюк» — широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося «бл-бл-бл»)
Едет к бабушке Егорка
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку, /выгнуть «спинку» языка
После горки — вновь низина. /опустить язычок
Речка… Мостик выгнул спину. /выгнуть «спинку» языка
Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. /выгнуть «спинку» языка
(Упражнение: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом «спинку» языка поднимать и опускать)
Еле маленький грибок…
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
— Не возьмете ли в корзинку?!
(Упражнение «грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка )
Зубки
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
(Упражнение «чистим зубы»: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами)
Как-то раз решил свой домик…
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел —
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад — вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед — назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
— Пауки пусть в сад уходят!
Сверху — все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
— Влево-вправо! — моет стенку:
— Вправо-влево! — вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
— Пыль стряхну с него раз пять —
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
— Заслужил я угощенье —
Чай малиновый. С вареньем!
(Упражнения:
1) Широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
2) Языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
3) Широкий язычок расстилаем на нижней губе. Через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»))
Ковер
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: «Та-та-та!»
Будет в доме чистота!
(Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: «та-та-та»)
Кролик
Кролик — беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
(Упражнение «кролик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.)
Кто в лесу стучит, стучит?
— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу —
Это дерево лечу:
Под корой — жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
(Упражнение «дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах)
Львенок учится рычать
Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор — синий богатырь —
Как мотор заводит?
— Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
— Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир —
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
(Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р»)
Леденец
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
(Упражнение «перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )
Мышка
Мышка выглянет из норки —
Очень хочет сыра корку! —
Тут же прячется опять:
Рядом кошка — страшно взять!
(Упражнение «прятки»: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот)
На даче
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. /упражнение 1
В нем калитку сделать надо — /упражнение 2
Мы гостям хорошим рады!
(Упражнение
1) «заборчик»: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
2) «воротца»: то же, но зубки разомкнут, удерживая губы в хорошей улыбке)
Наварила Катя кашки…
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка — Саше, чашка — Маше, /упражнение 1
Эта чашечка — Наташе
И пол-чашки — Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта — зайке, эта — мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
(Упражнения:
1) «чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)»ложечка» — язычок становится более узким и длинным;
3) широко открываем и закрываем рот).
Налью в чашечку котенку…
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом — еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение 4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет —
Как мочалкой скоблит.
«Мурр!» — мне скажет с любовью:
«Все, спасибо: я сыт!
(Упражнения:
1) «чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)»котенок»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот»;
3) облизать по кругу губы
4) имитируем вылизывание котенком шерстки).
Недовольная лошадка
Дам лошадке я картошку:
— На, полакомься немножко!
— Фрр! — лошадка недовольна:
— Лучше хлеб дай черный с солью!
(Упражнение «недовольная лошадка»: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади).
Пони
Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
-Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
(Упражнение «лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.)
Рыбка
Не наживка — без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: «О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!»
(Упражнение «рыбка»: округляем губы, делаем захватывающее движение губами)
Рыбка рыбке говорила…
Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи —
Для борща траву ищи!
(Упражнение «рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга)
Свинка
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа — рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой —
Там, внизу — забрать капусту?
Слева — с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
«Это выбрать? Это взять?»
(Упражнение «пятачок»: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.)
Серый волк под старой елкой…
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
(Упражнение «крокодил»: широко открываем и закрываем рот)
Слоненок
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
— А я так умею тоже! —
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
— Посмотрите, как хорош! —
Я на слоника похож!
Упражнение «хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5)
Сумочка
Открываем сумочку —
В сумке видим трубочку.
(Упражнение: чередуем «улыбку» — удерживаем губы в улыбке, зубы не видны — и «хоботок»)
У медведя
У медведя нет корзины — /упражнение 1
Собирает в рот малину. /упражнение 2
(Упражнения
1: рот широко открыть и закрыть
2: плотно сжать губы)
Улыбнемся!
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
(Упражнение «улыбка»: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.)
Улыбнись
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты — слоненок!
(Упражнение: чередуем «улыбку»- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны — и «хоботок»- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед)
Утка
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед —
Станет плоским клювом рот.
(Упражнение «уточка»: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки)
Хитрая рыбка
Что-то рыбку испугает —
Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
Мол, меня не трогай лучше! —
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, /упражнение 2
Рыбка вновь худышкой стала.
(Упражнение 1) надуть щеки; 2) втянуть щеки)
Часы
Как часы, заладим в такт:
— Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!
(Упражнение «часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе)
Шар воздушный
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
(Упражнение «воздушный шар»: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки)
-Эй, зайчонок,..
-Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
-Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
(Упражнение «балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.)