Тест «Дерево» — психологическая диагностика
Психологический Mикс

Тест «Дерево» — психологическая диагностика

Методика выявления индивидуально-типологических особенностей человека.

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Материал:

  • лист бумаги размером 15х10. см;
  • ручка или карандаш.

Инструкция для тестируемых: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I: «Типология рисунков»

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.

На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Тип 1 — «ель»

Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок.

Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Тип 2 — «синтетическое»

Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона.

Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т.е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Тип 3 — «педантичное»

Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т.д.

Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».

Тип 4 — «зимнее»

Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола.

Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 — «пикническое»

Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева.

Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.

Тип 6 — «эстетическое»

Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание.

Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Тип 7— «пальма», «экзотический тип»

Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — «характерное дерево»

Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки.

Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 — «сюжетный»

Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т.п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т.д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип

Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II: «Психология деталей»

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?

  • Дупло. Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
  • Животные и птицы. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.
  • Плоды. Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.
  • Штриховка. Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.

  • Большое изображение. Слишком большие размеры изображения — внутренняя раскованность, свобода.
  • Ветка. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
  • Мелкое изображение. Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
  • Незавершенная вершина. Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
  • Пень. Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую».
  • Раздвоенное дерево. Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
  • Сломанное дерево. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании.

Комментарий к тесту

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее примечательными чертами изображения являются:

  • 1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.
  • 2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям — стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом».
  • 3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске «своих корней».

Интерпретация III теста «Дерево» по Рене Стора

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н.С.Потолицыной)

Данные, представленные в исследованиях Р.Стора в 70-х—80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения азновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р.Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа.

Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р.Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р.Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем.

Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р.Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Интерпретация Р.Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие:

  • Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.
  • Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т.п.
  • Интересы: интеллектуальные, художественные.
  • Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.
  • Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость.
  • Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т.п.
  • Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р.Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

  • I.1-6 — свобода от инструкции;
  • II.6-10 — почва;
  • III. 10-15 — корни;
  • IV. 15-22 — симметрия;
  • V. 23-26 — кресты;
  • VI. 26-35 — положение на странице;
  • VII. .35-69 — форма листвы;
  • VIII. 69-78 — штриховка;
  • IX. 78-97 — ствол;
  • X. 97-101 — общая высота дерева;
  • XI. 101-113 — высота кроны;
  • XII. 113-120 — ширина кроны;
  • XIII. 120-125 — выступающие части;
  • XIV. 125-146 — особенности линий;
  • XV. 147-149 — разные признаки

Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

В последние годы, как мы видим, тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Психологическое значение фигур (по Р.Стора)

I. «Свобода от инструкции»

  • 1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское поведение; не подчиняется инструкциям).
  • 2. Два дерева — может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).
  • 3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность.
  • 4. Пейзаж вокруг дерева — чувствительность.
  • 5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум, признак ума, рассудительность.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

II. «Основание»

  • 6.Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
  • 7.Разные основания (разные линии особой формы) — навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
  • 7а. Несколько линий оснований до края листа — спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
  • 8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энтузиазм, увлеченность.
  • 9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

III. Корни

  • 10. Корни меньше, чем ствол — хочет узнать, что от него скрыто.
  • 11. Корни на высоте ствола — любопытство, вызывающее проблемы.
  • 12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вызывающее тоску.
  • 13. Корни, нарисованные одной чертой, — инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
  • 14. Корни, нарисованные двумя чертами, — способен различать и распознавать реальность.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

IV. Симметрия

  • 15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга — слиться, казаться в согласии с окружением.
  • 16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично —напряженное усилие над агрессивностью.
  • 17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон — колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — источник внутреннего конфликта.
  • 18. Угольное чередование — подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.
  • 19. Прямоугольная симметрия листвы.
  • 20. Угольная симметрия листвы.
  • 21. Прямоугольное чередование листвы.
  • 22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения у личности, никак не проявляемого внешне.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

V. Крест

  • 23. Крест в корнях.
  • 24. Крест в стволе.
  • 25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

  • 26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом.
  • 27. Левая позиция с тенденцией к центру — двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
  • 28. Центральная позиция с тенденцией влево.
  • 29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо.— направленность к внешнему миру, будущему.
  • 29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.
  • 30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности.
  • 30а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согласия с окружением.
  • 31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
  • 32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) — впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
  • 33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
  • 34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев — может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригинальностью форм.
  • 34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

VII. Форма листвы

  • 35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола — нежная эмоциональность, чувствительность.
  • 36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность.
  • 37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободряющих переживаний.
  • 38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя покинутым, разочарован.
  • 39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие.
  • 40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
  • 41. Листья во все стороны — ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.
  • 42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
  • 42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.
  • 43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — принятие, открытость к другому.
  • 43а. Листва, следующая форме страницы — немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.
  • 44. Закрытая и открытая листва — умение получать и давать. Поиск объективности.
  • 45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохранение самообладания инфантильным способом.
  • 46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — непроявляемая агрессивность.
  • 47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), — инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрениявыше общепринятой.
  • 48. Однообразные детали — тенденция к повторению.
  • 49. Разнообразные детали в листве — разнообразит свои знания. Память.
  • 49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной жизни.
  • 50. Множество серий деталей — тенденция к систематической деятельности.
  • 51. Явное дерево, подстриженное шапкой — круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны — инфантильный поиск покровительства.
  • 52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено) — потребность в поддержке.
  • 52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг) — нормально для детей 7 лет. Признаки отставания — после 7 лет.
  • 53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реальности, приукрашивание ее или трансформация.
  • 54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке — поиск точности. Нюансы оценивания.
  • 55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности.
  • 55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма.
  • 56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются.
  • 57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый осознает свою неудовлетворенность.
  • 58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
  • 59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
  • 60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги — испытуемы осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
  • 61. Ромбы и 1/2 ромба PIJ двух линий без кругов — умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
  • 62. Листва в виде гирлянд (птичкой) — находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.
  • 63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для победы.
  • 64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям — осторожный и сдержанный, настороже.
  • 65. Нитевидная листва — ловкость в избегании того, что не нравится.
  • 65а. Листва с прогрессирующим расширением — поиск прогресса через улучшение.
  • 656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве — общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
  • б5в. Листва, подобная вышивке — женское начало, обаяние; любезность.
  • 65г. Переделанная листва — хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.
  • 65д. Листва с цветами на дереве или вне его — мягкость, сентиментальность, нежность.
  • 65е. Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
  • б5з. Плакучая ива — отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
  • 66. Листва, направленная вправо — желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
  • 67. Листва, направленная влево — возврат к прошлому и опыту детства.
  • 68. Листва без четкого направления — затрудненный выбор.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

VIII. Штриховка

  • 69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе / или в корнях — интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.
  • 70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная — акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
  • 71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) — значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
  • 72. Равномерная штриховка — значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.
  • 73. Черное и белое — ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
  • 74. Штриховка в виде петли — детская зависимость, покорность, отчаяние.
  • 75. Прямолинейная штриховка — желание предвидеть, любовь к планированию.
  • 76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) — страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
  • 77. Штриховка в мелких деталях — повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
  • 77а. Заштрихованные круги — неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

IX. Ствол

  • 78. Изолированная ветвь на стволе слева— желание быть похожим на мать или поступать так же как она.
  • 79. Изолированная ветвь на стволе справа — желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.
  • 80. Шрам на стволе — сознание пережитых провалов, которые оставили след.
  • 81. Ствол, отделенный от листвы чертой — чувствует воспитательное принуждение, отрицает или принимает его.
  • 82. Ствол в форме конуса — оппозиция с целью доказать свою силу.
  • 82а. Ствол в форме раздавленного свода — сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.
  • 83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой,— пассивность, мягкость, принятие.
  • 84. Ствол из одной линии — отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.
  • 85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии — видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.
  • 86. Открытый ствол, соединенный с листвой — хороший интеллект, нормальное развитие.
  • 87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
  • 88. Ствол, висящий над почвой — отсутствие контакта с миром.
  • 88а. Листва, висящая над стволом — повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
  • 89. Ствол, отделанный от почвы чертой — чувствует себя изолированным, несчастным.
  • 90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.
  • 91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки.
  • 92. Ствол с разным наклоном — напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
  • 93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости.
  • 94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование грусть.
  • 95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде.
  • 96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
  • 96а. Ствол, «приваренный» к основанию — изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается беспокойным.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

  • 97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
  • 98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
  • 99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде.
  • 100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
  • 100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

  • 101. Листва 1-й высоты — отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
  • 102. Листва 2-й высоты — способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
  • 103. Листва 3-й высоты — хороший контроль и рефлексия.
  • 104. Листва 4-й высоты — интериоризация, компенсаторные мечты.
  • 105. Листва 5-й высоты -— интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение.
  • 106. Листва 6-й высоты — интеллектуальное напряжение.
  • 107. Листва 7-й высоты — высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.
  • 108. Ствол больше листвы — живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
  • 109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза — сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
  • 110. Ствол равен высоте листвы — поиск равновесия. Хочет удовлетворять требования среды.
  • 111. Листва больше ствола — рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
  • 112. Листва явно больше ствола — высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

  • 113. Ширина 1-й листвы — сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.
  • 114. Ширина 2-й листвы — еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
  • 115. Ширина 3-й листвы — хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
  • 116. Ширина 4-й листвы — любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
  • 117. Листва первого дерева широкая, второго — узкая — проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
  • 118. Листва первого дерева узкая, второго — широкая — упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Можно добавить поиск автономии.
  • 119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V — защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимается как атака па личность.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

XIII. Выступающие части

  • 120. Листва, выступающая слева,—одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
  • 121. Листва, выступающая справа,—желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
  • 122. Выступающий верх — хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
  • 123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
  • 124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол — существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

XIV. Характер линии

  • 125. Расширяющиеся линии в листве — агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. . (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)
  • 126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве — возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
  • 127. Заостренные линии в листве — агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)
  • 128. Заостренные линии на стволе или на почве — разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
  • 129. Заостренная листва вправо и вверх.
  • 129а. Заостренная влево листва.
  • 130. Листва, заостренная вниз.
  • Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
  • 131. Жирные линии в стволе—»пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется.
  • 132. Жирные линии в стволе и в листве — значимые впечатления препятствуют деятельности.
  • 133. Легкие линии ствола — страх самоутвердиться и действоватьсвободно.
  • 134. Легкие линии в листве— чувствительность. Поддается влиянию.
  • 135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,— решительность, деятельность.
  • 136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол — ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.
  • 137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,— замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
  • 138. «Макаронные линии» — тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
  • 139. Плохо выполненные исправления ствола — выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
  • 139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях — то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
  • 140. Хорошо выполненные исправления на стволе— поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
  • 141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,— реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
  • 142. Различные линии, очерчивающие ствол,— вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
  • 143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,— активность и самоутверждение.
  • 144. Арки, дуги и своды в листве — скрытность, недоверчивость.
  • 145. Прямые и четкие линии на стволе — решительность, активность.
  • 146. Геометрические фигуры на стволе или листве — тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

XV. Разные признаки

  • 147. Тень от дерева на земле — доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
  • 148. Отсутствие ветвей — трудность установления контактов.
  • 149. Круг в основании ствола — чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу. В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется.

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Рассмотрим пример:

Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформулированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,— вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу.

Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).

Тест "Дерево" - психологическая диагностика

Комментарий к тесту

Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для исследователя остается некая свобода выбора — что именно использовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на
валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи — большая работа, которая потребует усилий многих и многих исследователей. Но одновременно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева (так же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу практического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.

В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наиболее общие признаки изображения. И сделали это сознательно—для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выделение отдельных признаков изображения и построение способов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать работу практического психолога недостаточно корректной.

Серия Психологическая диагностика в школе //Сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Старикова Л.Л. —
Мозырь, 1998.

Источник

Тест "Дерево" - психологическая диагностика