«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, материал для Вселенной, особенности персонажей
Без рубрики,  Познавательный Микс,  Развлекательный Микс

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью

Исторические параллели с реальностью сериала «Игра престолов», материал для Вселенной, особенности персонажей.

Сериал «Игра престолов» — это не только яркое, масштабное и увлекательное зрелище с войнами, интригами, драконами и невероятным миром, — это еще и сериал-загадка, отсылающий нас к некоторым моментам реальной истории и других литературных произведений. Перед вами всего несколько примеров подобных отсылок, но если вы будете внимательны при просмотре этого великолепного сериала, то наверняка отыщете гораздо больше схожих моментов и сможете дополнить эту подборку.

Карта Британии и карта Вестероса, основного материка мира Джорджа Р.Р. Мартина. Сходства, в общем, очевидны.

Война Алой и Белой роз

Самое популярное определение «Песни льда и пламени», книги, по которой снята «Игра престолов», гласит, что это Война Алой и Белой розы, превращенная в фэнтези, — и сам Джордж Мартин охотно подтверждает, что придумал сагу, опираясь именно на конфликт Йорков и Ланкастеров в XV веке (отсюда и самая очевидная параллель, которая работает даже чисто фонетически: Йорки // Старки и Ланкастеры // Ланнистеры). По ходу тридцатилетней Войны Роз английский трон менял владельца шесть раз, а феодалы и военачальники регулярно предавали сюзерена в попытке заключить удачный брак или получить земли (существует даже термин «бастардный феодализм», характеризующий беспринципность мелких дворян) — все это, безусловно, очень похоже на то, что происходит в «Песне льда и пламени». Впрочем, если углубиться в детали, выяснится, что главным Ланнистером по духу был формальный Старк — йоркист-интриган Ричард Невилл по прозвищу Делатель Королей; да и сторон конфликта у Мартина не две, а все двадцать две. Он кромсает на лоскуты и перешивает на свой размер всю средневековую историю Англии: Семь Королевств отсылают ко времени так называемой гептархии, когда вся территория Британских островов была поделена на семь государств; за первыми людьми угадываются кельты, за андалами — германские варвары, за Таргариенами с их Эйгоном Завоевателем — норманны и Вильгельм Завоеватель. Ну а самое наглядное заимствование легко обнаружить, просто приложив зеркало к карте Вестероса (или Британии).

Пример

Трое братьев. Один, большой любитель вина и женщин, силой захватил трон, свергнув безумного короля; его любил народ, но не жена и родственники, со временем он обрюзг и сделал множество бастардов. Второй брат завидовал старшему, вовсю интриговал и был убит третьим братом — суровым принципиальным полководцем с болезненным ребенком. Это описание одинаково подходит и к братьям Баратеон, и к Эдварду, Джорджу и Ричарду из рода Йорков.

Герой Шона Бина не может взять и просто так остаться в живых — это относится и Боромиру из «Властелина колец», и к Эддарду Старку из «Игры престолов»

Джон Р.Р.Толкиен

Все великие фэнтези-эпопеи так или иначе обязаны самой первой — и «Игра престолов» не исключение. Придумавший «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин впервые прочитал «Властелина Колец» в 10-м классе — книга произвела на него сокрушительное впечатление, он до сих пор перечитывает раз в несколько лет, и есть подозрение, что Р.Р. в его официальном имени — тоже в некотором смысле отсылка к первоисточнику. Разумеется, в «Игре престолов» нет столь четкого разграничения добра и зла, как у Толкиена; разумеется, Мартин гораздо более историчен — однако два сочинения роднит не только то, что они происходят в тщательно выдуманном альтернативном универсуме, но композиционное устройство. Как и во «Властелине Колец», сюжет «Игры престолов», начавшись в одном месте, где собрались все герои, постепенно расширяется и охватывает весь придуманный автором мир — причем в случае Мартина этот подход еще и гипертрофирован: отсюда тысячестраничные четвертый и пятый тома «Песни льда и пламени», рассказывающие о событиях, происходящих в одно и то же время с разными героями в разных местах; отсюда необходимость, вставшая перед сценаристами сериала, разделить третий том на два сезона.

Пример

Эддард Старк. Создатели «Игры престолов» не зря взяли на роль главы рода Старков Шона Бина, сыгравшего Боромира у Питера Джексона, — герою Мартина, как и наследнику наместника Гондора, свойственна непреклонная вера в долг, честь и собственные силы, которая в обоих случаях до добра не доводит.

Одно из многочисленных изменений, которые создатели сериала внесли в эпопею Мартина, — это почти полное исчезновение подробностей про город Кварт, куда попадает Дэйнерис Таргариен после долгого шествия по пустыне. Меж тем, в книге Кварт сильно напоминает средневековый город-республику — вроде Амстердама (слева)

Древний Рим

Жители Вестероса, где происходит основное действие двух первых сезонов сериала (но не последующих), в большинстве своем говорят с британским акцентом — однако этим мир Мартина не ограничивается: восточнее лежит континент Эссос, где собирает войска Дейнерис Таргариен и в этнографии и истории которого сплавлены воедино самые разные эпохи и сюжеты. Есть у Мартина и свой Древний Рим — Валирия, могущественная империя, строившая свою власть на магии, завоевавшая весь Эссос (уничтожив при этом конкурирующий Старый Гис — здешний Карфаген) и погибшая от внезапного извержения сотен вулканов, подобно уже Атлантиде, примерно за пятьсот лет до событий «Игры престолов».
С тех времен в мире Мартина сохранились прекрасные дороги, древние свитки и оружие из валирийской стали, а бывшие колонии Валирии вроде Кварта и Браавоса (родины помогавшего Арье Старк Якена Хгара) стали Вольными городами. Они, в свою очередь, напоминают европейские города-государства, особенно Венецию и Амстердам. Одно грустно: своей России у Мартина нет, номинальная «Азия» захвачена «монголами» — дотракийскими кочевниками.

Пример

Был в Вестеросе и свой Александр Македонский — так Мартин однажды охарактеризовал короля Дейерона I, в 14 лет захватившего Дорн, южное королевство материка, и погибшего уже в 18.

Ближе всего к книге Мартина с его жутковатыми персонажами вроде Белых ходоков (слева), пожалуй, цикл Кинга «Темная башня» — например, такой вот мертвый поезд украшал обложку его третьего тома «The Waste Lands»

Стивен Кинг

Джордж Мартин многим обязан величайшему фантасту и мастеру ужасов: в 80-е он работал сценаристом мистического сериала «Сумеречная зона», для которого писал Кинг; его самым популярным произведением до «Песни льда и пламени» был страшный рассказ о коллекционере инопланетных насекомых «Короли-пустынники». К фирменной кинговской жути можно с некоторым допущением возвести персонажей вроде Иных или безъязыкого Илина Пейна — но есть и прямые заимствования приемов. Как признавался сам Мартин, он сознательно взял у Кинга многократное повторение какой-либо фразы-рефрена, задающей психологический фон того или иного персонажа. Подобного рода реплики есть у половины героев саги.

Пример

«Зима близко», девиз рода Старков, употребляющийся в книге и особенно в сериале так часто, что цитировать его стали даже футбольные комментаторы канала «Россия 2».

Как и жрица культа Р’глора Мелисандра, катары любили огонь.

Катары

Средневековое религиозное движение, по-своему переосмыслившее христианство и объявленное за это Святым престолом опасной ересью; было распространено прежде всего во французском Лангедоке и смежных с ним регионах. Принципиальным для мировоззрения катаров был дуализм: грубо говоря, они противопоставляли милосердному Богу Евангелия гневного Бога Ветхого Завета; считали, что мир — епархия дьявола; и в целом разделяли добро и зло как два независимых друг от друга начала. Папа Иннокентий III объявил против катаров Альбигойский крестовый поход, растянувшийся в начале XIII века на двадцать лет, в результате которого одни и те же территории по нескольку раз переходили из рук в руки, а погибли около миллиона человек. По всей видимости, именно кровавой продолжительной междоусобицей Альбигойского похода во многом вдохновлялся Мартин, создавая драматургию гражданской войны в Вестеросе. Что до клерикальной составляющей, то в «Игре престолов», по сути, противостоят друг другу вообще все основные типы человеческих верований: Старые боги Севера и рода Старков (анимизм и вера в духов природы) vs культ Семерых, основная религия Вестероса (антропоморфный политеизм) vs культ Р’глора (оккультный монотеизм).

Пример

Именно культ Р’глора, проповедуемый очаровавшей Станниса Баратеона жрицей Мелисандрой, с его четким разграничением одного светлого божества и одного темного, бога огня и бога ночи, вдохновлен напрямую катарской ересью.

Лютоволки, исполинские волки из «Игры престолов», мистически связанные с детьми семьи Старков, явно вдохновлены скандинавскими варгами, один из которых, Фенрир, обеспечил в нордической мифологии апокалипсис

Скандинавская мифология

И не только скандинавская, конечно: Мартин явно стремится к тому, чтобы создать универсальный, в каком-то смысле окончательный фэнтези-эпос, в котором будут сведены воедино примерно все мифологии, религии, войны и психотипы в истории человечества — и зачастую одна реалия в «Песне льда и пламени» и «Игре престолов» может отсылать сразу к нескольким разным культурам. Впрочем, параллели с миром скандинавских мифов самые очевидные. Так, инцестуальную связь Джейме и Серсеи можно возвести к аналогичным отношениям детей Вотана Зигмунда и Зиглинды. Драугры, берсерки, не сожженные на костре и потому превратившиеся в живых мертвецов-воинов, — явная параллель белым ходокам. Варги — предки лютоволков. Ну и так далее, и тому подобное.

Пример

Один из самых интересных случаев мифологической контаминации у Мартина — персонаж Бран Старк. С одной стороны, имя его отсылает к Брану Благословенному, мифическому королю Британии, чьи вороны, по легенде, до сих пор сторожат Тауэр (с воронами у Брана Старка тоже особые отношения). С другой, принято считать, что его падение с крыши Винтерфелла, инвалидность и последующее обретение сверхъестественных способностей отсылают еще и к мифу об Одине, пожертвовавшему глаз, для того чтобы обрести вселенскую мудрость.

В «Игре престолов» Бран Старк пока что — просто инвалид-безотцовщина с галлюцинациями, но то ли еще будет.

Герб клана Гордонов — и герб дома Грейджоев

Шотландские кланы

Ветвистое дерево родовых домов Семи Королевств с их изощренной геральдикой выросло из шотландской клановой системы, существовавшей с XIV по XVIII век: вся территория Шотландии в этот период была разделена на сферы влияния многочисленных горных и равнинных кланов, у каждого из которых был общий предок, свои цвета, герб, девиз и идеология, а также личная летопись обид, нанесенных другими кланами.

Пример

У горного клана Гордонов из Северной Шотландии среди трех девизов есть и такой: «Отвагой, а не ремеслом». Сравните с домом Грейджоев и их гордым «Мы не сеем».

Адрианов вал

Каменное оборонительное сооружение высотой 6 метров и длиной 120 километров, построенное римлянами во втором веке нашей эры при императоре Адриане в Британии — в районе современной границы Англии и Шотландии; предназначалось для того, чтобы препятствовать набегам варварских племен. В 1981 году 33-летний Джордж Мартин впервые выехал за пределы США и отправился в гости к подруге, переехавшей в Англию. Однажды они поехали к валу — были сумерки, туристические автобусы давно разъехались; писатель стоял на вершине вала, глядел на окружающие просторы и представлял себя римским солдатом, напряженно вглядывающимся в таящий опасность чужеземный лес. Тогда у него и родилась идея написать историю о людях, которые несут стражу у конца мира. В «Песне льда и пламени» Адрианов вал превратился в Стену — простершееся от берега до берега исполинское ледяное сооружение высотой в 200 метров, воздвигнутое с помощью магии и предназначенное для того, чтобы защищать Семь Королевств Вестероса от дикарей, оборотней, великанов и прочих нецивилизованных элементов крайнего Севера.

Пример

Мартин застал исходный вал в состоянии упадка — вот и Стена в начале «Игры престолов» из когда-то почетного оборонительного форпоста превратилась в глазах местной элиты в забытый богами остаток былых легенд: большая часть замков Стены в полном упадке; службу нести туда отправляют не дворянских потомков, как прежде, а насильников, бастардов и прочих ненадежных изгоев общества.

Гимн толерантности

Удивительное дело, большинство героев саги «Игра престолов» (во всяком случае, тех, кто вызывает сопереживание) – так или иначе ущербны или хотя бы всерьез обижены жизнью: карлик, калека, бастард… Просто гимн толерантности какой-то. Всех симпатичных и ничем не обделенных персонажей Джордж Мартин быстренько калечит или убивает.

Самым безупречным, кстати, был у Мартина Рейегар Таргариен: красивый, умный, талантливый, благородный, влюбленный, и при всем том вдобавок — наследный принц. Вот оттого-то он и не дожил, по-видимому, даже до начала действия. А ведь будь он менее совершенен, мог бы, возможно, отделаться небольшим увечьем и пожизненной инвалидностью. Ах.

А вот если бы автор ввел, например, бородатую женщину, за ее жизнь лично я бы не опасалась. Жить бы ей в Вестеросе долго и счастливо.
Итак, посмотрим…

Тирион Ланнистер

Удивительный персонаж: в книге он описан как невероятно уродливый человек, вызывающий отвращение с первого взгляда. На Черноводной он вдобавок получил рану через все лицо, сделавшую его окончательно похожим на некоего хтонического демона или готическую гаргулью.

В фильме, конечно, его сделали внешне куда более привлекательным – все-таки Питер Динклейдж не только блестящий актер, он еще и вовсе не безобразен.

И все же герой остается карликом. Как правило, не так-то просто заставить людей ассоциировать себя с кем-то, обладающим таким физическим недостатком.

И тем не менее, как ни странно, именно Тириона большинство поклонников саги называют своим любимым героем! И более того – многие в той или иной мере ассоциируют себя с ним, «вживаются» в его шкуру.

Тирион тонок, умен, дальновиден, он превосходный политик. Несмотря на свою дурную славу и внешнюю беспринципность, он весьма высокоморален (достаточно вспомнить его отношение к Сансе или своей первой жене – Тише), обладает несвойственными представителям своей семьи благородством и тактом, а кроме того – способен любить.

Но все окружающие судят о нем по его внешности, семье и эпатажным выходкам. Тирион превращается в некий символ – «скрытой красоты», человека, который гораздо выше собственного несовершенного тела.

Джейме Ланнистер.

История Джейме особенно показательна в этом плане. Он становится в какой-то мере симпатичен именно тогда, когда перестает быть красивым-счастливым-успешным-богатым. Когда он лишается руки (а с ней – всего, чем был ценен для своей семьи) и любви Серсеи. Основательно заросший и хорошенько вывалянный в грязи Джейме куда интереснее того принца Чарминга из «Шрека», каким он был вначале.

А заодно мы выясняем и то, что он чуть глубже, чем казался: он единственный из всей семьи способен любить брата-карлика; он способен видеть благородство за внешней некрасивостью и агрессией Бриенны; он готов защищать Бриенну тогда, когда и самому себе-то не может обеспечить защиту. Ну и, наконец, именно теперь мы понимаем, что клятвопреступление Джейме-Цареубицы – на самом деле великое мужество, на которое был бы способен не всякий. Этот человек сделал ту грязную работу, которую кто-то должен был сделать. Скорее всего, Нед Старк, например – ведь это его родных пытал Безумный король. Но Нед сохранил чистые руки и возможность благородно презирать Цареубийцу.

Бран Старк

Один из самых многообещающих персонажей. И, конечно, заметен среди многочисленных детей Старков он стал тогда, когда сверзился со стены не без помощи доброго дяди Джейме и сделался калекой.

В принципе, в происшедшем с ним есть, вероятно, некая высшая справедливость. Тот, кому много дано, многим должен и расплачиваться. Ему дано изначально слишком много: он варг и, видимо, необыкновенно сильный колдун, способный, возможно, повлиять на события в глобальном масштабе, так и оставшись до конца в тени. Если учесть, что после смерти Робба он становится еще и номинальным наследником дома Старков (а также и несуществующей уже короны Севера), оставаться ловким и выносливым мальчиком было бы слишком много для одного человека.

«Некоторые всегда будут нуждаться в помощи… но это не значит, что они ее не заслуживают», — говорит о нем Мира Рид. Бран – тоже в своем роде символ: его великая сила оттенена его же великим бессилием. Он может повлиять на судьбы мира и не может самостоятельно сделать шаг.

Джон Сноу

К «своей лиге» Джона причисляет сам Тирион Ланнистер, когда говорит: «Карлик – всегда бастард для своего отца» и «Я всегда питал слабость к калекам и бастардам» (за точность цитат не поручусь).

Вообще-то, по большому счету, от незаконнорожденности Джона страдало только его самолюбие: рос он, в конце концов, вместе с законными детьми Старков и получил в точности такое же воспитание. Разве что леди Кейтилин относилась к нему без нежности (сложно судить за это женщину, которой принесли воспитывать ребенка мужа от другой), да заноза-Санса задирала нос (но Санса так же в точности относилась и к вполне законной Арье).

Как бы там ни было, Джон всегда ощущал себя ущербным. Возможно, именно это дало ему силы стать тем, кем он стал.

Бриенна Тарт

Некрасивая женщина, знающая о своей некрасивости и даже смирившаяся с ней – это действительно драма. «Я не леди», — непрерывно подчеркивает Бриенна. Но она же говорит Подрику Пейну: «Я не рыцарь». Таким образом, Бриенна, подобно карлику, бастарду, калеке – выпадает из любого контекста, не может причислить себя ни к какой социальной группе.

Дейнерис Таргариен и Арья Старк.

Эти девочки, в общем-то, всего-навсего сироты, лишившиеся всего. Что, учитывая времена, не такая уж и редкость. Но каждая из них по-своему тоже «выпадает из контекста».

Арья – дочь благородного дома, которая, как и Бриенна, никогда не была «истинной леди», хоть и воспитывалась как леди. Она не похожа на девочек своего сословия, и именно это помогает ей выжить. В конце концов некий внутренний стержень, что-то, что родилось из всего ею пережитого, заставляет ее окончательно «оторваться от корней», отойти далеко от всего, чем была ее семья, чтобы обрести некую сверхчеловеческую силу – силу Безликих.

Дейнерис никогда не воспитывалась как леди. Она воспитывалась как отверженная, сестренка «короля-попрошайки». И, как ни странно, будучи, в отличие от Арьи, истинной представительницей своей семьи, «подлинным драконом», именно сейчас она в эту свою семью не вписывалась: ведь драконы не рождались уже много столетий, а ее брат Визерис и вовсе был вырожденцем, больше похожим на Безумного короля, чем на героев Таргариенов древности. С ней обращались, как с вещью, но, ломая все традиции и навязанные ей модели поведения, Дейнерис приходит именно к тому, чем были ее предки – повелители драконов и завоеватели. Эта девочка получает свою силу, возвращаясь к корням.

Любопытно, кстати, встретятся ли когда-нибудь Арья и Дейнерис, в каком-то смысле антиподы и в чем-то очень похожие сильные девочки. Особенно если учесть, что кумирами Арьи Старк всегда были воинственная королева Нимерия и драконья всадница Висенья.

А вот Рикон Старк, вероятно, подрастет еще – и все, капец ему. Слишком здоровенький.
Сансе, конечно, жить да жить, потому что атрофия головного мозга – не инвалидность, с этим у Мартина нормально живут.
Наверняка есть перспективы у Ширен Баратеон. С ее-то мордочкой.
И не исключаю, что в шестой-седьмой книгах может начать играть более заметную роль маленькая принцесса Мирцелла. Зачем-то же ей отрезали ухо?
***
И еще вот интересно — выведение на первый план так или иначе ущемленных — сознательный ход автора или оно само собой так, сюжет требует? Во всяком случае, это очевидно работает: неоднозначные, неидеальные, несчастные герои заставляют за собой следить и вынуждают переживать за себя.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью

Одна из причин читательской и зрительской популярности саги «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина — реалистичность повествования. История семи королевств Вестероса выглядит типичной средневековой хроникой, рассказывающей о феодальных междоусобицах, и это сходство неслучайно. Работая над своей книгой, Мартин изучал труды профессиональных историков, заимствуя там и некоторые сюжетные ходы и образы героев. В частности, писатель опирался на Войну Роз, в которой честный Север воевал против хитрого Юга. Даже Красная свадьба основана на двух реальных исторических событиях — британских погромах. Перед вами — ещё несколько возможных исторических параллелей реального и выдуманного миров.

Безликие — Орден ассасинов

Наемные убийцы, способные менять внешность, сначала могут показаться фантазией автора «Игры престолов» Джорджа Мартина. Но и их аналоги существовали в Средние века. Например, ассасины.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Ассасинами европейцы именовали представителей одного из ответвлений шиитской секты — низаритов. Они часто покушались на жизнь лидеров вражеских государств и группировок. Вокруг них ходит много кровавых легенд, созданных христианами и мусульманами. Например, что они были самоубийцами, иначе — шахидами. Но это не совсем так, хотя ассасины и были готовы пожертвовать собой, как и любой идеализированный воин.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

. По одной из версий слово «ассасин» пошло от арабского «хашиши», что означает «курить гашиш» — говорят, курение повышало боевой дух наемных воинов. По другой — от слова «хасас», что означает «истина», а лозунгом ассасинов по такой версии было «Ничто не истина, все дозволено» (по крайней мере так было в игре Assassin’s Creed, которая увековечила орден в наших сердцах).

Безупречные

Безупречные — это идеальные воины из Астопоры. Они — рабы-евнухи, отбираемые с детства по силовым и моральным качествам: мальчикам делают полную кастрацию и предлагают в качестве экзаменов убить щенка и младенца. За это им дают щиты и сохраняют жизни.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В истории евнухи известны, прежде всего, как слуги и управляющие в гаремах и при дворах — должности сугубо «гражданские». Кастрация влияла на их гормональный фон, поэтому сильными воинами им стать было невозможно. Но на руководящих армейских должностях они встречались, например, в Византии. Их можно было назначать серьезно не опасаясь военного переворота — новую династию они бы не создали. Так, полководец-евнух Нарсес в XVI веке прославился победой над остготами и взятием Рима, а Петр Фокас успешно противостоял напавшим в 970 году войскам киевского князя Святослава.

Битва пяти королей — Война Алой и Белой розы

Пожалуй, одна из самых очевидных исторических параллелей «Песни льда и пламени» — это война пяти королей, основанная на событиях долгой и изнурительной войны Алой и Белой розы в Англии. Даже имена ключевых враждующих домов — Старки и Ланнистеры — перекликаются с историческими Йорками и Ланкастерами.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Сам Джордж Мартин неоднократно признавался в том, что именно Война роз послужила для него основным источником вдохновения для описания этого противостояния. Черт сходства между войной реальной и войной из фэнтези-саги немало. Если первая возникла из-за разногласий между потомками короля Эдуарда III и слишком большого числа возможных претендентов на престол, то вторая развязалась после смерти короля Роберта между его наследниками.

«Если у человека пять братьев и сестер в одном поколении, и у каждого из них есть дети, через пару поколений возможных наследников станет, скажем, тридцать. Борьба за наследство обернется конфликтом. В конце концов, именно это послужило началом войны Алой и Белой розы: избыток кандидатов на престол, произошедших от Эдуарда III. Иметь много наследников так же плохо, как не иметь ни одного, что и случилось с Генрихом VI», — говорит Мартин в одном из своих интервью.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В своем повествовании он сгущает краски и обостряет конфликты еще больше: король Роберт одновременно оставил слишком много наследников вообще и в то же время — ни одного реального (именно отсутствие у него законных сыновей при наличии «формального» сына стало отправной точкой конфликта). В начале Войны роз главой партии Йорков был Ричард Плантагенет, 3-й герцог Йоркский. Его отец, граф Кембридж, был казнен как изменник в 1415 году. Тогда же погиб в бою дядя Ричарда. Здесь можно проследить параллель с казнью десницы в «Игре престолов» — правой руки короля и члена королевского совета Эддарда Старка и почти одновременным исчезновением его брата Бенджена, в результате чего главой дома стал малолетний Робб.

Ричард Йоркский некоторое время занимал должность регента Англии. Однако позднее попал в опалу и был изгнан из совета. В ходе развязавшейся впоследствии войны, в которой Ричард предъявил претензии на престол, глава Йорков погиб. На его голову надели бумажную корону и выставили на потеху толпы. Так была выставлена на всеобщее обозрение и голова Эддарда Старка. А на место головы его сына — новоявленного короля Севера — пришили голову волка.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Еще одна явная параллель из эпохи Войны роз — Тирион Ланнистер, умный, тонкий и дальновидный политик, которого из-за его физического недостатка называют в народе Бесом и наделяют всеми возможными пороками, приписывают все возможные злодеяния. Несмотря на то, что Мартин не раз говорил о том, что Тирион более всего похож на него самого, этот персонаж очевидно отсылает нас к образу Ричарда III. Кстати, подобно тому, как историки склонны обвинять Ричарда Глостера в убийстве собственных племянников («принцев в Тауэре»), которое даже не было ему выгодно, Тириона обвиняют в не совершенном им убийстве племянника Джоффри.

К слову, хотя Джордж Мартин не раз подчеркивал, что основывался в своей работе в первую очередь на европейской истории, похожие события можно найти и в истории Азии — например, знаменитая эпоха Троецарствия в Китае.

Братство без знамен — Робин Гуд и его разбойники

Конечно, сложно назвать Робина из Локсли, разбойничавшего в Шервудском лесу, исторической личностью. Тем не менее, некий прототип у Робина Гуда, несомненно, существовал, хотя его личность до сих пор окончательно не установлена. Итак, что мы знаем о разбойнике Робине? Прежде всего, «Гуд» — это, конечно, не «good» — «хороший», а «hood» — колпак, капюшон или даже шлем. То есть «Робин Гуд» значит примерно «Робин в капюшоне»… или в шлеме.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В большинстве легенд о Робине Гуде содержатся упоминания о его возможном благородном происхождении. Его называют несправедливо обиженным дворянином, который лишился всего. Одним из наиболее вероятных в числе его возможных прототипов называют умершего в 1247 году графа Роберта Хантингтонского. При этом в легендах Робин годами хранит верность королю, которому присягнул, — Ричарду Львиное Сердце, — несмотря на длительное отсутствие последнего на родине. Напомним, Берек Дондаррион в «Песни льда и Пламени» — благородный рыцарь, хранящий верность королю Роберту Баратеону, прекрасно зная о его смерти.

В Братстве без знамен, как и в шайке Робина Гуда, можно встретить и пахарей, и кузнецов, и бывших господ.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Один из ближайших соратников Робина Гуда — брат Тук, монах-расстрига, исполняющий функции священника в лесном братстве. В таком же качестве в Братстве без знамен выступает и Торос из Мира, жрец Красного бога.

Все члены лесной армии Робина Гуда считались братьями вне зависимости от социального статуса в их «прошлой жизни» — будь то монах, дворянин или простолюдин. Точно также в Братстве без знамен можно встретить и пахарей, и кузнецов, и бывших господ. Всех новых братьев Берек Дондаррион посвящает в рыцари, тем самым уравнивая их с собой в статусе. Ну и наконец, конечно, оба братства — лесное и без знамен — это шайки «благородных разбойников», которые в междоусобной войне становятся «на сторону людей». Им помогают простые люди — трактирщики, крестьяне, содержатели постоялых дворов. Их укрывают и на них, как на последнюю надежду, уповают те, кому надеяться больше не на кого. Все те, до кого нет дела сильным мира сего.

Вера во Владыку Света — это зороастризм

В книгах и сериале король Станнис прислушивается к советам Красной жрицы Мелисандры, которая поклоняется чужеземному Владыке света, Богу Р’глору. По всей видимости, вера в Р’глора основана на древней персидской религии — зороастризме.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В зороастризме огонь может дарить духовное прозрение и открывать всю накопленную человечеством мудрость. Верующие часто молятся рядом с огнём или в специальных храмах. Как и вера во Владыку Света, зороастризм подчёркивает войну между добром и злом и их двойственность. В книгах эти сущности — Владыка Света и Великий Иной.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Пока что в книгах нет никаких свидетельств того, что Великий Иной действительно существует.

Дейенерис Таргариен — Оэлун

Наследница престола династии Таргариенов, управлявших Вестеросом до захвата власти Робертом Баратеоном, пытается вернуть престол и заключает союз с диким народом дотракийцев. У Дейенерис нет конкретного исторического прототипа — если вернуться к истории средневековой Великобритании, то в Нормандской династии, предшествующей Плантагенетам, не было подобного наследника, одержимого желанием мести. Однако в Сети бытует интересное мнение, согласно которому Дейенерис является фэнтези-версией Оэлун, матери Темуджина, более известного как Чингисхан.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Дейенерис было предсказано, что она станет матерью Жеребца, идеального полководца, который захватит мир. В пользу сравнения говорят и нравы кочевников дотракийцев — их быт и воинственность отчетливо напоминают монгольские племена. С другой стороны, в первом сезоне предсказание не сбылось, а может, и сбылось, но с некоторыми оговорками (обойдемся без откровенных спойлеров).

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

У Дейенерис обнаруживается еще один похожий исторический герой — знаменитая Клеопатра, тоже использовавшая армию наемников, и ставшая последней правительницей в династии.

Джейме Ланнистер — это Готфрид фон Берлихинген

В четвёртом сезоне сериала Джейме Ланнистер получил новенькую золотую руку взамен отрубленной. Цареубийца повторяет путь Готфрида фон Берлихингена, также известного как Гоц Железная рука.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Как и Джейме, Гоц родился в дворянской семье и стал королевским рыцарем. Во время сражения он потерял руку. Тогда он придумал себе железный протез и снова бросился воевать. Он — автор фразы «Он может поцеловать мне задницу», что в некоторой степени делает его ещё и предшественником Бендера из «Футурамы».

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Дотракийцы

Кочевой народ c лидером Кхалом Дрого промышляет грабежами и набегами. Он похож на знакомых нам монголо-татар — кочевников на лошадях, завоевавших огромные территории.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Для европейцев монголы не были такой проблемой, как для Руси. На Запад они продвинулись в 1241 году во время Западного похода до Венгрии, Хорватии и Сербии, но закрепиться там не смогли. Есть слабо подтвержденные сведения о столкновениях монголов с немцами и австрийцами. Разорив несколько крупных европейских городов, они вернулись на восток избирать нового хана.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Король Джоффри — это Эдуард Ланкастер

Порочная личность злобного короля Джоффри по всей видимости имеет исторические корни. Эдуард Ланкастер был сыном короля Генриха VI и Маргариты Анжуйской. По слухам он, как и Джоффри, был незаконнорождённым. Кроме того, как и Джоффри, Эдуард был слегка безумен — например, точно так же любил рубить врагам головы.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Миланский посол однажды сказал: «Этому мальчику всего 13 лет, но он уже не может говорить ни о чём, кроме отсечения голов или войны, как будто он бог и всё в его руках, как будто трон уже его». Но в реальной истории конец куда счастливее: Эдуарда Ланкастера зарезали по приказу Эдуарда IV Йорка, прообраза Робба Старка.

Джоффри Баратеон — Чезаре Борджиа

Аналогия Джоффри с Чезаре Борджиа тоже просматривается. Джоффри пришел к власти очень рано, как и Чезаре, который стал римским кардиналом в возрасте 18 лет. Чтобы добиться большего влияния, Борджиа часто прибегал к изощренной жестокости: убил мужа своей сестры Лукреции и даже собственного брата. Джоффри же мечтает собрать в своих руках всю полноту власти и казнит Неда Старка.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Красная свадьба — «Черный ужин» или «резня в Гленко»

Как читателям саги, так и поклонникам телесериала «Игра престолов» показалась невероятно жестокой сцена Красной свадьбы. «Что бы я ни писал, в истории всегда найдется пример столь же отвратительный или даже хуже», — так прокомментировал Джордж Мартин упреки в излишней жестокости своих романов.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Что касается Красной свадьбы, то у нее целых два исторических источника, названных самим автором. Красной свадьбой в саге называют свадьбу Эдмара Талли и Рослин Фрей, которая должна была примирить великий дом Старков с не слишком знатным, но стратегически значимым домом Фреев. Гости, в числе которых были юный король Севера Робб Старк и его мать Кейтилин (а по версии сериала — и его беременная супруга), преломили с хозяевами хлеб и соль, что означало для них защиту нерушимых законов гостеприимства. Такая защита была им необходима. У главы дома Фреев были все основания недолюбливать юного короля, который обещал жениться на девице Фрей и не сдержал слова. Когда на пиру заиграли песню «Рейны из Кастамере» — неофициальный гимн дома Ланнистеров — Кейтилин поняла все. Но было слишком поздно: гостей вырезали поголовно.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Исторические события, послужившие основой для этого кровавого эпизода, произошли в Шотландии. Одно из них называют Черным ужином. Клан Черных Дугласов долгое время противостоял королевской династии. 16-летний граф Уильям Дуглас и его младший брат были приглашены в Эдинбург для заключения мира. Гости беззаботно веселились на устроенном членами королевской семьи пиру. До тех пор, пока не забил одинокий барабан, а слуги не внесли блюдо с головой черного быка. В этот момент юный Дуглас все понял, но было уже слишком поздно.

Еще один прообраз Красной свадьбы — т.н. «резня в Гленко» в 1692 году, когда члены клана Кэмпбеллов две недели гостили у клана Макдональдов, и были приняты по всем законам гостеприимства. Однако по приказу короля однажды ночью Кэмпбеллы вырезали своих гостеприимных хозяев — около 70 человек, не пощадив при этом ни женщин, ни стариков, ни детей.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Как уже упоминалось выше, Красная свадьба основана на двух британских погромах. Но также можно отыскать и параллели с древними событиями в Японии. «Кодзики» — наполовину исторический, наполовину мифологический текст, который представляет собой хроники первого правителя Японии императора Дзимму. Вторая часть «Кодзики» описывает, как Дзимму укрепил свою власть: убил всех политических противников на пиру. Как и на Красной свадьбе, резня происходила под аккомпанемент песни, правда, в исполнении лично Дзимму.

Кхаласар Дрого — кочевники Великой степи

Описывая кхаласар Дрого, Джордж Мартин делает явную отсылку к ордам древних кочевников — монголов, кипчаков, печенегов, тюрок, хуннов и сяньби. Конники-дотракийцы из «Песни Льда и Огня», как и реальные обитатели Великой Степи, кочевавшие от Карпат до Монголии, чтут силу и воинскую доблесть, презирают боль, смерть и соседствующие с ними культурные народы.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

«А убивать людей, нападать на земли других, захватывать имущество других всяким несправедливым способом, предаться блуду, обижать других людей, поступать вопреки запрещениям и заповедям Божиим отнюдь не считается у них греховным. Они ничего не знают о вечной жизни и вечном осуждении; веруют, однако, что после смерти станут жить в ином мире, будут умножать свои стада, есть, пить и делать другое, что делают люди, живущие в этом мире» — такой увидел итальянец Плано Карпини монгольскую орду в XIII веке. Это описание в равной степени может относиться и к любому кхаласару за Узким морем.

«Во время же войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов» — так пишет Карпини о монголах и именно так поступают дотракийцы, взяв город Лхазар.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Детали внешнего вида, одежды, оружия и быта дотракийцев собраны Дж.Мартином из многих варварских племен и периодов истории. Легкое переносное жилище типа среднеазиатской юрты, простая пища, в основном животного происхождения, культ коня — все это отсылает нас к быту тюрок и монголов. Разве что, серпообразный меч аракх с внутренней заточкой немного выпадает из общей картины. Строго говоря, это копия египетского меча хопеша, разве что с более закругленным лезвием. В реальности кочевники предпочитали более легкую саблю с внешней заточкой.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

И последний значимый момент, отличающий дотракийцев от остальных культурных народов — заплетенные в косу волосы мужчин-воинов. Это память о племенах кочевников сяньби и дунху (II-V века н.э.) и более поздних маньчжурах.

«Образ дотракийцев восходит к гуннам и монголам, есть в них что-то и от степных племен вроде аваров и мадьяров, — рассказывает Джордж Мартин. — Я также добавил черты равнинных племен американских индейцев, а потом внес чисто фэнтезийные элементы. Это все-таки фэнтези».

Лианна Старк — это Лукреция

Лианна Старк была сестрой Эддарда Старка и возлюбленной Роберта Баратеона. Хотя фактически она не является действующим персонажем книг и сериала, мы знаем о её якобы похищении Рейегаром Таргариеном — это событие в значительной степени заставило Роберта развязать войну и сесть в итоге на Железный трон.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Лукреция была римлянкой, которую изнасиловал сын этрусского царя, она наложила на себя руки, что стало причиной революции, свержения монархии и становления римской республики. Последними словами Лукреции были: «Дай мне твёрдое слово, что прелюбодей не останется безнаказанным». А последними словами Лианны были: «Обещай мне, Нед…»

Ночной Дозор — Тевтонский орден

В сериале представители Ночного Дозора поклялись защищать северные границы Семи королевств. Это не просто организация, а орден. Членство в нем не позволяет иметь семью, а общение с родственниками возможно только по специальному разрешению. Воины Ночного Дозора посвятили свою жизнь оружию.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В Средневековье в похожий орден входили крестоносцы — Тевтонский. Он был создан во время третьего Крестового похода в Палестине как объединение немцев-католиков. В XIII веке монашеский орден рыцарей боролся с прусскими язычниками, расширял свое влияние в сторону Прибалтики, пытался завоевать русские и литовские земли. В XV веке серьезный удар по ордену был нанесен изнутри — магистр Альбрехт Гогенцоллерн стал протестантом и секуляризировал прусские земли, что принесло серьезные проблемы тевтонцам и стало началом их заката.

Серсея Ланнистер — Маргарита Анжуйская

У жены Роберта Баратеона и жены Генриха VI на самом деле мало общего, но в биографии обеих есть несколько похожих моментов. Помимо того что обе стремились заполучить власть любой ценой и обе же не поладили с «правыми руками» собственных мужей, у обеих был сын, точное происхождение которого никто не знал.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

В сериале сыном Серсеи является Джоффри Баратеон, судя по всему, рожденный от инцеста между Серсеей и Джейме Ланнистером, а сын Маргариты Эдуард Вестминстерский, согласно легенде, был зачат королевой от неизвестного любовника. С другой стороны, даже подобные слухи не помешали Генриху VI признать в нем своего сына.

Серсея Ланнистер — Маргарита I Датская

Еще один вариант — средневековая правительница Маргарита I Датская. Она вошла на престол после смерти своего сына Хакона Олафана, став последовательно королевой Дании, Норвегии и Швеции. Если в первых двух странах ее провозгласили царицей в связи со смертью правителей, то в Швеции пришлось поучаствовать в войне на стороне антикоролевских феодалов. Фактически Маргарита правила на территории Скандинавии около 37 лет вплоть до своей смерти. Выбор преемника был не слишком удачным — внук ее сестры Эрик Померанский оказался непопулярен среди знати и народа и был смещен с престола Кальмарской унии.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Сражение на Черноводной — осада Константинополя арабами в 718 году

Арабское нашествие на Константинополь в 718 году — один из самых драматичных эпизодов византийской истории. Сухопутная армия халифа Сулеймана стояла под стенами Царьграда, а огромный флот Масламы ибн Абдул-Малика вошел в пролив Босфор, блокировав подвоз к городу провианта и подмоги.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Константинополь бы неминуемо пал, несмотря на все усилия императора Льва Исавра, если бы не два фактора, решивших исход осады в пользу ромеев. Первый — знаменитый «греческий огонь», изобретенный инженером Каллиником. Состав этого оружия массового поражения неизвестен до сих пор. Ученый XIII века Максим Грек смог лишь приблизительно описать технологию приготовления: «греческий огонь приготовляй таким образом: возьми чистой серы, земляного масла (нефти), вскипяти все это, положи пакли и поджигай».

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Сосуды с греческим огнем метались во вражеские суда, и возникшее пламя невозможно было никак потушить — огонь продолжал гореть даже на поверхности воды. Согласитесь, что именно так, диким огнем, приготовленным Гильдией алхимиков для Тириона, была сожжена при Черноводной большая часть флота Станниса? «Вниз по течению плыли обгоревшие тела, и тонущие цеплялись за дымящиеся обломки. Казалось, что Черноводная кипит в своих берегах, а по воздуху носились горящие снасти, горящие тела и обломки кораблей» — писал Дж.Мартин.

Как и спасший Константинополь хан Тервель, лорд Тайвин после битвы на Черноводной был назван «спасителем города».

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Второй фактор, спасший осажденных византийцев — внезапный приход на выручку болгарского хана Тервеля. Когда арабский флот горел на глазах изумленных завоевателей, второй удар им нанесла болгарская конница. 20-30 тысяч человек потеряли арабы в сухопутных столкновениях и после нескольких месяцев безуспешной осады с позором ушли восвояси. Хан Тервель получил титул кесаря (второй в империи после собственно императорского) и почетное звание «спасителя империи».

Смотрим текст «Битвы королей», рассказ сира Донтоса Сансе о финале битвы: «…сам лорд Тайвин перешел с правым крылом на северный берег. …А знаете, кто вел авангард? Лорд Ренли в своих зеленых доспехах, с мерцающими при свете пламени золотыми оленьими рогами! Лорд Ренли с длинным копьем в руке! Говорят, он убил в единоборстве сира Гюйарда Морригена и еще дюжину знаменитых рыцарей!»

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Как и Тервель, спасший реальный Константинополь, лорд Тайвин получил награду за спасение Королевской гавани: стал десницей короля (второй по значимости титул в Вестеросе) и был назван «спасителем города».

Стена — Вал Адриана или Великая китайская стена

В 122-126-м году нашей эры римский император Адриан приказал соорудить в северной Англии грандиозную стену длиной около 120 километров. Она должна была защитить от набегов диких пиктов и скоттов с севера. Это невероятное сооружение пересекает Англию с запада на восток от Ирландского до Северного морей.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

«В 1981 году я совершал первую поездку за пределы США и поехал в том числе в Великобританию — к моей старой подруге, писательнице Лизе Таттл… И вот в Шотландии мы побывали на валу Адриана… Когда мы забрались на вершину вала, я попытался представить себе, каково было здесь римскому легионеру в первом или втором столетии после Рождества Христова. Здесь проходила граница известного мира, и этот вал защищал города от врагов по ту сторону. Я многое пережил там, глядя на север, и просто обратился к этим переживаниям, когда начал писать «Игру престолов». Однако фэнтези нуждается в определенной игре воображения — я не мог просто взять и описать вал Адриана. Он по-своему впечатляет, но в нем всего футов десять высоты, и построен он из земли и камня. Для фэнтези нужны более внушительные сооружения, так что я сделал вал Адриана более грандиозным», — рассказывает Джордж Мартин.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Еще одно подобное сооружение, известное во всем мире, — Великая китайская стена, пересекающая весь северный Китай и призванная защищать от набегов кочевых племен хунну. Подобно Адрианову валу и Великой китайской стене, Стена Мартина защищает цивилизованный мир от дикарей — одичалых и обозначает северную границу самой цивилизации.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

А вот братство Ночного Дозора, очевидно, основано на других источниках. По своей структуре и функциям оно очень напоминает, например, орден тамплиеров, чья изначальная задача — охранять покой мирных граждан и чьи обеты включают обязательства безбрачия и нестяжательства.

Теон Грейджой — это герцог Джордж Плантагенет, первый герцог Кларенс

Теон вырос в Винтерфелле под опекой Эддарда Старка вместе со своим названным братом Роббом Старком. После начала Войны пяти королей Теон стал одним из самых доверенных советников Робба. Молодой волк послал Теона к его отцу Бейлону Грейджою, но Теон предал друга и вторгся на земли Севера.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Исторический прототип Теона Джордж Плантагенет был братом Эдуарда IV Йорка. Как и Теон, в войну Алой и Белой розы он поначалу вступил, как верный сторонник Йорков. Потом, как и Теон, во время войны он пошёл против брата и переметнулся на сторону Ланкастеров. Когда Эдуард выиграл войну, Джорджа утопили в бочке с вином за его измену — наказание, кстати, куда добрее, чем-то, которое пришлось пережить Теону

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Тирион Ланнистер и Станнис Баратеон — Ричард III

Одна из самых спорных позиций в этом списке. За сравнение c Тирионом говорит то, что Ричард III прослыл умнейшим манипулятором и интриганом, в то время как Тирион Ланнистер, несмотря на отрицательную роль в сериале, представляется воплощенным обаянием. В одноименной пьесе Уильяма Шекспира Ричард III показан уродливым горбуном, хотя историки и замечают, что Ричард не был горбат, просто у него одно плечо было выше другого. Тирион — карлик, так что по части физических недостатков эти персонажи похожи.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

С другой стороны, судьба Ричарда больше похожа на судьбу Станниса Баратеона. Как и Ричард III, Станнис является законным наследником престола по старшинству, ведь он — младший брат Роберта Баратеона. Но на пути к престолу Ричарду пришлось убить собственных племянников, а Станнис убивает своего младшего брата Ренли.

Эддард Старк — Ричард Йорк

Возвращаясь еще раз к Войне роз, напомним, что Эддард, или, как его чаще называют, Нед, расследует гибель предыдущего советника Джона Аррена и узнает о порочной связи Серсеи Ланнистер со своим братом-близнецом Джейме. Серсея заключает Неда в тюрьму, убивает мужа Роберта Баратеона и предлагает Старку ссылку на Стену (граница, защищающая Вестерос от нечисти) в обмен на отказ от всех обвинений. Нед Старк отказывается — его казнят и для устрашения народа выставляют голову на всеобщее обозрение.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Это очень похоже на историю Ричарда Йорка, лидера Белой Розы в начале войны. Во времена правления Генриха VI Ричард был регентом короля (так же как и Нед Старк был Десницей при Баратеоне), но этого звания его лишила жена Генриха — Маргарита Анжуйская, ее войска разбивают армию Ричарда, нацелившегося на престол, а отрубленную голову бывшего регента в бумажной короне вешают на воротах Уэйкфилда.

«Игра престолов» и «Проклятые короли»

«Игра престолов» также наполнена политическими интригами и жестокими смертями, как и реальная история человечества. Война и ее последствия изображены в натуралистических подробностях. Персонажи вступают в сексуальные отношения, а главные герои неожиданно умирают. Отнимите элементы сверхъестественного — и останется произведение, больше похожее на историческую сагу, хронику обычной борьбы за власть.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Сам Мартин объясняет, что одним из главных источников вдохновения для него было не фэнтези, а цикл романов о средневековой Франции, который в англоязычном мире не очень знают и читают. Это «Проклятые короли» Мориса Дрюона — сага из семи томов, написанная в 1950-1970-е годы. В ней идет речь о династической борьбе за французский престол в начале XIV в., приведшей к Столетней войне.

Король Франции Филипп IV Красивый умер в 1314 году. Трон перешел, поочередно, к его сыновьям Людовику X (умер в 1316), Филиппу V ( 1316-1322) и Карлу IV (1322-1328); все они умерли без наследников.

После Карла трон перешел к его двоюродному брату, Филиппу Валуа; за право наследования с ним соревновался английский король Эдуард III, внук Филиппа IV (его мать Изабелла была дочерью Филиппа). Война продолжалась с 1337 по 1453 и закончилась потерей почти всех английских территорий во Франции.

«В «Проклятых королях» есть все, — пишет Мартин в предисловии к новому англоязычному переизданию. — Поверьте мне, Старки и Ланнистеры ничем не лучше Капетингов и Плантагенетов. Игра престолов вечна и неизменна».

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Только начните читать «Проклятых королей», и сразу увидите параллели. Вестерос имеет гораздо больше общего со средневековой Францией в изложении Дрюона, чем со Средиземьем Толкиена. Обе — феодальные земли, где власть определяется путем интриг в мирное время и кровавой мести — в военное. При французском дворе, описанном Дрюоном, очень правдиво и уместно звучали бы слова одного из персонажей Мартина: «Лестница власти — вот единственная реальность. Надо карабкаться вверх, и все».

Повествование в «Проклятых королях» начинается с 1314, последнего года правления Филиппа IV. Король уничтожил влиятельный рыцарский орден тамплиеров и присвоил себе их сокровища. Последнего магистра ордена сжигают на костре, осудив как еретика по сфабрикованным обвинениям. Из огня он провозглашает ужасное проклятие тем, кто обрек его на смерть: «Проклятые! Проклятые! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!» Вскоре после этого Филипп умирает, и его родственники начинают распри за наследование.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Персонажи «Игры престолов» и «Проклятых королей» очень похожи: слабый, но садистический принц (Людовик во французском романе, Джоффри у Мартина), мстительная принцесса (Изабелла — Серсея), макиавеллиевские интриганы (Роберт д’Артуа — Петир Бейлиш «Мизинец»). В обоих произведениях читатель распутывает сложный сюжет с точки зрения менее влиятельных персонажей, самопроизвольно подхваченных событиями.

«И тот, и другой — эпические романы с фокусом на персонажах, — говорит Марк Денжан, французский любитель Дрюона. — В «Игре престолов» автор сам придумывает политическую интригу, Дрюон черпает свою из истории, но в обоих произведениях вы видите историю глазами простых, «маленьких» людей».

Сравнивая два произведения, можно сделать вывод, что книги Мартина — это, как кто-то метко выразился, «фэнтези для людей, которые вообще-то не любят фэнтези». Мартин прибегает к «историческому винегрету» — война между Старком и Ланнистерами напоминает Войну Роз, племя Дотракийцы (к которому через брак принадлежит Дейенерис в начале событий) — монгольские орды Чингисхана, а железные воины имеют немало общего с викингами. Стена же Вестероса вызывает ассоциации со стеной Адриана на севере Британии.

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

Все как в истории — но с большим эффектом неожиданности, ведь нам не известно, кто выиграет, а кто проиграет. За это Мартина хвалят даже некоторые историки. «Здесь сходятся различные события из разных времен, чтобы постоянно нас удивлять и восхищать. В «Игре престолов» персонажи внезапно попадают, словно в ловушки, в эпизоды из нашей собственной истории», — пишет о цикле Мартина историк Том Холланд, автор книг «Рубикон» и «Огонь Персии».

«Игра престолов» вдохновила некоторых читателей глубже погрузиться в историю. Например, американский писатель Джейми Эдэйр начал вести блог «Исторические события на фоне «Игры престолов». «По правде говоря, сначала я планировал лишь несколько сообщений, — рассказывает он. — Не думал, что найду аж столько исторических параллелей, кроме нескольких очевидных с Войной Роз».

«Игра престолов»: исторические параллели с реальностью, интересное про сериал "Игра престолов", Песнь лбда и пламени,

«Но я пишу дальше и дальше, потому что это вдохновляет меня исследовать новые страницы истории и рассматривать их под разным углом. Например, до этого блога мне бы и в голову не пришло изучать стратегию военных осад в древнем мире… Но теперь я вижу в истории много закономерностей».

Источник